Рэп о русском языке и физика в стихах. Истории учителей, которые стали популярными тик-токерами

Два миллиона просмотров за неделю.

«Я могу высунуть язык, и кто-то из коллег считает это недопустимым. И тогда мне хочется задать вопрос учителю: “А вашим ученикам не скучно на ваших уроках?”» Репетитор по физике и математике Николай Милованов и учитель русского языка Любовь Гараз рассказали «Правмиру», зачем педагоги идут в Тик-Ток. 



«Объявили карантин, и я пошла в онлайн»


Любовь Гараз — учитель русского языка и литературы из Тюмени. У нее более 85 тысяч подписчиков в Тик-Токе.

В 49 лет по состоянию здоровья Любовь Дмитриевна ушла из школы, но продолжила преподавать на дому — стала репетитором. Тик-Ток появился в ее жизни в апреле минувшего года, когда страна по причине введенного карантина перешла в онлайн.

— Когда перенесли экзамены с июня на начало июля, поняла, что ученики, которые уже были готовы их сдавать, сникли, — вспоминает Любовь Дмитриевна. — Чтобы их поддержать, внести разнообразие, перенести внимание с тревожных мыслей на предмет, я начала снимать видео в Тик-Ток.

В первое время, когда ролики были длинными и не такими веселыми, реакция детей была равнодушной: «Да, видели». 

— Я сначала не показывалась на экране, в кадре была рука и фломастер, я писала и рассказывала, — говорит Любовь Дмитриевна. — Видеть себя на видео, понимать, что далеко не кинозвезда, не Софи Лорен — сложно. И голос мне свой не нравился ужасно.

Но потом к съемкам тиктоков присоединились дети Любови Дмитриевны — сыновья и невестка.

— Старший сын, когда учился в университете, участвовал в КВН, он артистичен и отличается нестандартным видением темы. По сути, он меня и растормошил, ему удалось вытряхнуть из меня образ нудной учительницы. Вот, например, ролик с каратистом. Сын буквально стоял над душой: «Мама, не так, не так. Во как надо!» И так раз десять. Я уже просто сделала все, что он просит, на автомате. А видео сразу принесло много просмотров.

К Любови Дмитриевне стали добавляться новые подписчики. И однажды она проснулась знаменитой. Родители из класса младшего сына написали ей, что один из ее роликов появился на стене Гарика Харламова. Он его доснял и обнародовал у себя. На это Любовь Дмитриевна говорит: «Где я и где Гарик Харламов? Это вообще…»



«Я и рэп. Это вообще»

В Тик-Токе Любовь Дмитриевна объясняет правила русского языка. Фишкой своего канала называет смешной контент. Вот она объясняет правила написания удвоенного «н» в образе пришедшей за кредитом в банк. Сценарий к этому ролику придумал старший сын.

А вот читает рэп про то, что нужно говорить «бухгалтеры» и «инструкторы», а не «бухгалтера» и «инструктора». Про множественное число некоторых существительных Любовь Дмитриевна сначала написала стишок, но старший сын сказал: «Мама, это отлично ляжет на рэп, он будет хорошо читаться и слушаться в таком ритме. И музыку подберем».

— Я и рэп. Это вообще, — недоумевает учитель. — Как-то дочь встречалась с молодым человеком, и он читал рэп, я тогда подумала: «Ну вот, еще и это». Для меня поэзия — это, извините, нечто божественное, а это что? 

Но сыновья уговорили. Младшему тогда было 12, он помог подобрать музыку. «Надели на меня кепку, брюки… Я на себя смотреть не могла», — вспоминает женщина. Но ролик «взлетел». На момент написания статьи у него больше 3,2 тысяч лайков и 184 репоста.



«Пора уже о смерти думать, а она о языке думает»

Главное в ролике, по мнению Любови Дмитриевны, — дать «ассоциативный якорь», благодаря которому ученик сможет запомнить правило. 

— Любой нейрофизиолог скажет, что изучение русского языка происходит на стыке двух наук — самого языка и нейрофизиологии. Ребенок не знает, как запомнить правила, и мучается. А я даю в системе и в легкой для запоминания форме. 

Темы для роликов Любовь Дмитриевна берет из своей практики — если несколько человек запнулись на каком-то правиле, значит, об этом точно надо делать видео. Иногда подписчики сами просят записать ролик на определенную тему. Многие потом благодарят — говорят, что благодаря Тик-Току Любови Дмитриевны хорошо сдали ЕГЭ.

— Подписчики писали, что благодаря моему каналу они смогли сдать ЕГЭ на 100 баллов. Я понимаю, что человек готовился сам, возможно были и репетиторы. Но и я немало давала узловых моментов по темам, и по сочинениям тоже, — говорит учительница.

Но с хейтерством педагог тоже столкнулась.

— Не раз я была выбита из колеи разными нападками. «Пора уже о смерти думать, а она о языке думает» — написали мне в комментариях, — рассказывает Любовь Дмитриевна. — Я ничего не стала отвечать. Понятно, что человеку очень плохо, раз он такое пишет. А чем еще нам заниматься-то, если не учить? О своей смерти сидеть думать? (смеется). Это не в нашей власти. Нам, женщинам в возрасте, учить нужно детей чему-то доброму, вечному.



«Давайте заполнять Тик-Ток хорошим»

Секрета успешности канала Любовь Дмитриевна не знает. Говорит, что тонкостей много. Ей писали учителя, которые работают в школе, — они пытались сделать свой канал на Тик-Токе, но пока не получилось. 

— Сложно сделать каждый ролик острым, — уверена Любовь Дмитриевна. — Но если хоть чуть-чуть у меня это получается — здорово. Вижу, что молодые ребята — парни и девушки — пошли делать канал на Тик-Токе по русскому языку. Но иногда я слышу там мат или что-то другое, чего я вообще не допускаю. Для меня учительские границы как были, так по-прежнему и остались. Учитель все-таки публичная профессия.


Но Любовь Дмитриевну поддерживают не все коллеги — некоторые считают, что правила русского языка в ее личном блоге должны подаваться иначе, более подробно и углубленно.


— Бывает, что у коллеги три подписчика, а она меня пытается поправить. Но, во-первых, я прекрасно понимаю, что делаю, — объясняет преподаватель. — Все-таки у меня 35 лет стажа, я — учитель высшей категории. И еще. Я не могу дать всю трактовку правила в одном ролике. Как объяснить ребенку спряжение глаголов в минутном видео или за несколько секунд? Длинные видео смотрят не так активно, поэтому я начала писать короткие и выкладывать правила русского языка частями. 

Иногда учителю хочется поговорить с людьми и на другую тему — о воспитании детей.

— Бывает, придет ребенок на индивидуальное занятие, поделится чем-то сокровенным и так и хочется сказать: «Ну, взрослые, ну что же вы делаете? Так с ребенком нельзя», — говорит Любовь Дмитриевна.

Она понимает, что существующий ее канал на Тик-Токе так и должен оставаться о русском языке. И подумывает о том, чтобы завести канал на Яндекс.Дзене, чтобы в нем говорить о воспитании.

Но на развитие других соцсетей потребуется немало ресурсов, особенно временных. А с Тик-Током уже все понятно. Он стал частью жизни Любови Дмитриевны.

— Говорят, что в Тик-Токе много всего нехорошего. На это у меня есть ответ: давайте тогда заполнять его чем-то хорошим.



«Палыч, дай позитивчика!»

Николай Милованов живет в Санкт-Петербурге. В профиле его канала на Тик-Токе написано: «Профессиональный репетитор по физике и математике. Объясняю сложные вещи простыми словами». У Николая Павловича более 160 тысяч подписчиков.

У него высшее, но не педагогическое образование, однако частные уроки по математике и физике он стал давать сразу после окончания университета. В свое время Николай Павлович защитил кандидатскую диссертацию, занимался наукоемким производством, учил студентов. 


Сейчас Николаю Павловичу 70 лет и он продолжает давать частные уроки, а в прошлом году решил, что пора идти в Тик-Ток.


Два года назад педагог пробовал завести Инстаграм — и тогда записал свой первый ролик. Но подумал, что снял чушь и что «Палыч, это не серьезно». А прошлой весной, когда был карантин, залил это видео в Тик-Ток. Сейчас у ролика уже полмиллиона просмотров. 

Второе видео, которое он выложил, уже через неделю-две набрало миллион просмотров, а сейчас там уже более двух миллионов просмотров.

— Это моя визитная карточка. Он получился совершенно спонтанно и меньше всего занял времени на его создание. Записал его, если не ошибаюсь, с третьего дубля, — говорит Николай Павлович.

«Сколько радиан в развернутом угле? Пи, пи, пи радиан, — танцует в тиктоке педагог. — А в прямом угле сколько радиан? Пи пополам, пи пополам. Полный оборот — два пи радиан. Йес!»

Появились подписчики, а отзывы практически все были положительными. И педагог понял, что через эту соцсеть он может привлечь молодежь к изучению точных наук. 



«А вашим ученикам не скучно на уроках?»

Канал Николая Павловича отличается тем, что информацию тиктокер «укладывает» в рифму. Именно поэтому роликов не так много, около 50 — внутренний цензор не позволяет репетитору выложить то, что самому ему не нравится.  

— Каждый ролик должен появиться в моей голове и созреть. Я шлифую, пытаюсь сделать рифмы запоминающимися, веселыми. И в то же время они должны нести познавательную нагрузку. В каждом ролике человек узнает какую-то формулу, утверждение из математики или физики.

К своему образовательному проекту в Тик-Токе Николай Павлович помощников не привлекает. В одном лице он и режиссер, и оператор, и постановщик. Видео Николай Павлович пишет дома, в импровизированной студии.

— Я ставлю на треногу свой шестой айфончик, — рассказывает о техническом оснащении учитель. — Он уже достаточно старый, но по своим техническим характеристикам вполне меня устраивает. Включаю свет. Четыре софтбокса я приобрел на китайских сайтах еще лет десять назад, когда думал про выход в онлайн. Но поскольку оказалось, что в этой теме я медленный парень, все затянулось.

С первого дубля записать ролик сложно. 

— Последний ролик я сделал дублей за десять, — признает тиктокер. — С первого раза практически ничего не снял.


Главное, по мнению Николая Павловича, — чтобы не было скучно. Он следит за своими движениями, мимикой: «Все это привлекает внимание, но не означает, что главное — гримасничество».


— Я могу высунуть язык, и кто-то из коллег считает это недопустимым. И тогда мне хочется задать вопрос учителю: «А вашим ученикам не скучно на ваших уроках?» Как иначе ты найдешь контакт с аудиторией? Будешь говорить что-то, но слушателю это «не зайдет», мол, какой-то дед тут о чем-то скучно бубнит. 

Николай Павлович любит деловой стиль, поэтому всегда — пиджак, рубашка и галстук. Темный костюм он со временем поменял на светлый, но в целом остается верным своим вкусам и, как говорит, понял, что такой стиль «зашел» молодежи, его приняли. 

Его образ в роликах артистичный и подвижный. И в жизни, по словам преподавателя, он не хмурый.

— Я люблю пошутить и всегда улыбаюсь. Стараюсь управлять настроением, а не так, чтобы оно управляло мной. Часто мне звонят знакомые и просят: «Палыч, дай позитивчика!» 



«На экзамене вспомнила ваш ролик и сдала на “5”»

К записи роликов Николай Милованов может привлечь внука. Недавно Даня приезжал к нему в гости из другой страны, и они записали совместный ролик про строение атома водорода. Он набрал более 250 тысяч просмотров.

А еще они наблюдали с палубы экскурсионного теплохода за разведением питерских мостов. И там произошла интересная встреча. 

— Речной трамвайчик, ночь, 50 туристов на борту, экскурсия завершилась, — вспоминает Николай Павлович. — И тут подходит ко мне молодая женщина. Оказалось, преподает физику в Тюмени. Видела мои ролики в сети, использует их на своих уроках, чтобы доступно объяснить материал ученикам. Приятно. Недавно в продуктовом супермаркете со мной поздоровалась девушка. Причем оба мы были в масках, но она узнала меня. Оказалось, что закончила университет, но все равно смотрит мой канал. 


Историй о том, как Тик-Ток Николая Милованова помог школьникам, по словам педагога, немало. Благодарят и родители. 


Иногда взрослые пишут, что если бы в свое время они учились у такого преподавателя, то, вполне вероятно, выбрали бы для своей реализации во взрослой жизни точные науки.

— Я читаю отзывы и понимаю, что делаю важное дело, — делится Николай Павлович. — Кто-то пишет: «На экзамене вспомнила ваш ролик и сдала на “пять”». Это меня вдохновляет. Получается, что это нужное дело. Надо, чтобы ребята не только дурака валяли, а чтобы учились учиться. Мир развивается очень быстро, и надо научиться думать, учиться правильно реагировать на вызовы времени.

Автор
ОЛЬГА КОЖЕМЯКИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе