Начало учебного года принесло в провинциальные города сюрпризы: школы объединяют с садиками, школы объединяют друг с другом. Меньше расходов, больше порядка. Даёшь единообразие образовательных услуг. В Москве и некоторых других больших городах объединение учебных заведений в комплексы прошло раньше. Автономность отстояли редкие школы, те, кто сумел продемонстрировать элитарность, тесную связь с вузом, например. Москва уже сдала растущим учебным комплексам многие свои учреждения. В провинции сегодня пытаются бороться – выходят с обращениями, стучатся в суды и прокуратуру.
Может быть, зря протестуют? Хорошо же – стандартность, единообразие. Руководству меньше забот о том, чтобы крыша не протекала. Освободившиеся деньги в Рыбинске, как рассказал его мэр, власти хотят передать детсадовским нянечкам. Элитную школу в городе сохранят, а простым ученикам много ли надо?
Так вот. Простым ученикам надо много. В Рыбинске сейчас за них, за сохранение достойных возможностей учиться бьются учителя и родители гимназии № 18 имени В. Г. Соколова. Это школа, где параллельно с общими предметами даётся музыкальное образование. Школа, знаменитая хором "Соколята", выступающим в филармониях, на музыкальных фестивалях и конкурсах – в России и за рубежом; с репертуаром от детских песен до классической музыки – кантат и оперных номеров. К слову, художественный руководитель "Соколят" Сергей Шестериков уже получил предупреждение о грядущем увольнении с должности завуча. В новом комплексе его руководство учебной работой будет не нужно. Нет, власти говорят, что хор хотят сохранить. Может быть, сохранить его как кружок?
Фото: Страница ВКонтакте Сергея Шестерикова
Вот тут нужно пояснить, что такое хорошая школа. Как растят грамотных детей? Есть узкий путь – отберём самых способных, загрузим их, предложим раннюю специализацию. Есть массовый путь, к нему подталкивает педагогические коллективы нынешняя практика объединения – больше универсальности, меньше выхода за границы стандартного, обыкновенного. (К слову, допустимый процент свободы в нашу систему преподавания заложен. Дело в условиях работы учителей.) Узкий путь элитен, массовый может сработать там, где возникшие при объединении учреждений, при унификации образования задачи легко решить деньгами: завезти недостающих высококлассных педагогов, открыть больше бесплатных кружков и секций, обеспечить перемещение ребёнка между учебными заведениями – общими и дополнительными, обеспечить техникой связность корпусов – бывших самостоятельных школ и садиков.
Свершившимся объединением недовольны многие москвичи, а что будет, если перенести подобный опыт в провинцию? Что делать школе, принявший ещё в девяностые под своё крыло знаменитый хор (с семидесятых годов знаменитый) и тридцать пять лет остающейся его базой? Доказывать свою элитарность? Но нет, восемнадцатая гимназия принимает любых детей. Она не отбирает потенциальных учеников музыкальных училищ. Среди её выпускников есть талантливые инженеры и врачи.
Фото: страница сообщества ВКонтакте #18гимназиибыть
Третий путь – камерный. Созвучие. Взаимное усиление развития ребёнка в разных учебных сферах. Объединение учителей, родителей, учеников духом школы. В своей атмосфере и традициях, с особыми, дополнительными к основной программе занятиями. Стержень восемнадцатой гимназии – музыка и гуманитарное образование, у других ту же роль может играть спорт, туризм, краеведение, уникальное школьное самоуправление, школьное научное общество, разнообразие кружков... Часть детей погружаются во внеурочную жизнь с головой, часть – просаливается, просто просаливается от нахождения в одном котле.
Можно ли сохранить хор "Соколята" без сохранения гимназией её нынешней автономии? Хор как музыкальный коллектив, уменьшившийся, но не побеждённый, — наверняка. Хор как соль, как воплощение традиций и духа школы, как источник и камертон ученического сотворчества, самообразования, дисциплины – нет.
Фото: страница сообщества ВКонтакте #18гимназиибыть
На сегодня известно, что родители учеников гимназии № 18 имени В. Г. Соколова подали иск в суд. В школьном дворе они записали обращение к президенту и готовятся дальше сопротивляться объединению. Отдавали детей развиваться, учиться в их гимназию, а в самый канун учебного года – одновременно с педагогическим коллективом – узнали внезапно, что заканчивать детям предстоит совсем другое учебное заведение.
Как стало известно "Ревизору.ru", педагоги гимназии № 18 тоже решительно выразили свое отрицательное отношение к преобразованию учебного заведения. На странице преподавателя Ирины Алексашиной в соцсети "ВКонтакте" 31 августа появился следующий пост:
Фото: Страница ВКонтакте Ирины Алексашиной.
МЫ ПРОТИВ ОБЪЕДИНЕНИЯ!!!!
29 августа 2024 г. на педагогическом совете гимназии № 18 имени В. Г. Соколова было объявлено о проекте объединения 4 школ в образовательный центр.
Педагогический коллектив гимназии категорически не согласен с предполагаемым объединением нашей образовательной организации с другими школами в связи с тем, что ни педагогическому коллективу, ни родителям обучающихся не представлены цели и задачи изменения статуса образовательной организации, перспективы развития, которые в педколлективах не обсуждались, не учтено мнение педагогического и родительского сообщества и специфика гимназии № 18 как уникальной образовательной организации.
Гимназия № 18 была создана в 1992 г. путём объединения СОШ № 18, детской музыкальной школы № 4 и детского сада № 28 как организация непрерывного образования детей с 3 до 17 лет с интеграцией общего и дополнительного музыкального образования. За годы существования гимназия стала центром хорового искусства в г. Рыбинске и Ярославской области. По её образцу открыты подобные образовательные организации в разных городах России. Гимназия известна во многих городах России и многих странах мира благодаря своим достижениям и деятельности творческого объединения детских и юношеских хоров "Соколята". Подобной образовательной организации в гор. Рыбинске нет, поэтому слияние гимназии № 18 имени В. Г. Соколова с другими школами считаем нецелесообразным и разрушительным.