Школьника ударили «линейкой»

Федеральный перечень учебников увеличился вдвое

Минобрнауки утвердило федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к изучению в обычных и коррекционных школах в новом учебном году


За два года количество школьных учебников, рекомендованных и допущенных Минобрнауки, увеличилось практически вдвое. Это связано с активностью издательств и одновременным использованием в школе двух образовательных стандартов. Пособий могло быть еще больше, но порядка 40% книг все еще забраковывается на стадии экспертизы.

Минобрнауки утвердило федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к изучению в обычных и коррекционных школах в новом учебном году. Он вступил в силу на этой неделе. Список серьезно разросся: в 2010/11 учебном году школам предлагалось 1470 учебников, в 2011/12 году — уже 1771, а на будущий год предлагается выбирать из 2499 наименований. По данным Минобрнауки, в каждом классе по каждому предмету можно выбрать примерно из восьми учебников. А эксперты рассказывают, что по истории только в средних классах можно выбирать из 140 наименований.

Перечень допущенных учебников публикуется ежегодно. Он появляется до нового учебного года, чтобы педагоги смогли изучить списки и выбрать нужные учебники. Все учебники проходят экспертизу у специалистов Российской академии наук (они проверяют соответствие содержания современным научным представлениям) и у экспертов Российской академии образования (проверяют на соответствие стандартам).

Нынешний рост числа рекомендованных учебников объясняется активностью издателей и тем, что сейчас в стране действует два госстандарта обучения, заявил «МН» директор Института содержания и методов обучения РАО Михаил Рыжаков. Например, приняты и вступили в силу новые стандарты для начальной и основной школы, но одновременно действует и госстандарт образца 2004-го – под оба имеются пособия. «Новые учебники на самом деле те же самые, что мы редактировали последние пять лет, просто меняются задания, становятся более практико-ориентированными по новому стандарту. Список слишком большой, на наш взгляд. Он точно уменьшится, когда стандарт будет полностью принят», — заявил «МН» ученый секретарь комиссии по анализу и экспертизе учебной литературы, начальник отдела по интеграции образования и науки РАН Сергей Сидоренко.

Напомним, что традиционно перечень Минобрнауки делит учебники на рекомендованные и допущенные. Рекомендованные пособия составляют завершенную предметную «линейку» (у каждой учебной ступени она своя). Педагоги, как правило, выбирают себе одну «линейку» и пользуются ею несколько лет.

По мнению Михаила Рыжакова, желание издательств выпускать книги целыми «линейками» привело к расширению перечня. «Издатели либо сами пишут недостающие учебники, либо берут их взаймы у других издательств. Начинают издавать то, что раньше не входило в их специализацию, например учебники для начальной школы», — объясняет Рыжаков.

Эта тенденция уже беспокоит тех, кто отвечает за экспертизу учебных пособий. «Мы в Академии наук считаем, что издательствам нет необходимости печатать «линейки» учебников. Более правильно, когда издательство занимается тем, на чем специализируется. Кто-то выпускает математику, а кто-то — общественные науки. Однако рынок сужается, сейчас работает всего 20 компаний», — говорит Сергей Сидоренко.

Примечательно, что в обеих экспертных организациях заявляют, что в учебниках все реже попадаются ошибки, и это явно противоречит представлениям россиян о снижении качества учебных пособий. «Все жалобы, которые нам поступают, касаются, как правило, нравственной стороны содержания. Кому-то из родителей кажется, что то или иное задание или текст в книге вульгарен или провоцирует их детей на жестокость», — перечисляет претензии Рыжаков. Впрочем, на доработку все равно отправляют до 40% учебников. Однако, по словам Сергея Сидоренко, часто издательства отправляют учебники на печатный станок, не учитывая правку экспертов. «Мы полагаем, что необходимо вычитывать не только оригинальные макеты, но и уже выпущенные учебники», — убежден эксперт.

Ученые, отвечающие за экспертизу отдельных предметов, более критично подходят к оценке качества современных учебников. «Бывало, что я находил у одного автора 450 ошибок, отправлял такой учебник на доработку, на следующий год его присылали снова, я снова находил сотни ляпов — только на шестой год издатели прекращали попытки пройти экспертизу. Сейчас учебники стали писать подобросовестнее. Однако в этом году мне прислали 83 учебника, в некоторых находил 80 ошибок и сразу отправлял на доработку», — заявил «МН» академик РАН, президент Московского математического общества Виктор Васильев. По его словам, плохих учебников еще много, поскольку книги «приходится пропускать, если нет формальных ошибок, а есть только логические нестыковки или плохо изложена тема».

Из-за фактических ошибок «разворачивается» и до четверти учебников по истории и обществознанию, рассказал «МН» директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. «Вокруг учебников по истории сложилась определенная мифология. Мы изжили многие проблемы — тех расхождений, которые были еще 5–10 лет назад, уже нет сейчас. Однако болевые точки еще сохраняются, в основном по истории XX века. Прежде всего по истории СССР и истории Великой Отечественной войны. Совсем уж вразнобой пишутся статьи по новейшей истории, последние 25 лет жизни нашей страны плохо отражены. Учебники по обществознанию и вовсе архаично написаны. У многих авторов критически низкий уровень», — пояснил Чубарьян.


«Перечень сократится естественным путем»

Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО, руководитель подготовки новых образовательных стандартов.

Федеральный перечень учебников на будущий год, конечно, производит шокирующее впечатление на учителей своим размахом. Однако трагедии тут нет, а обилие книг связано с тем, что в данный список включили  и книги, рекомендованные образовательным стандартом 2004 года, и новым стандартом.  Причем первоклассники с 2012-го будут учиться уже только по новым книгам, и далее, за несколько лет, новые учебники сменят старые. С 2013 года – на новый стандарт перейдут полностью пятиклассники, и вслед за ними вся средняя школа (стандарт для старшей школы, как известно, пока не принят). Таким образом, перечень сократится естественным путем. Хотя такая вариативность – это не плохо, на мой взгляд.

Такое обилие учебников удивило и экспертов. Академия наук  в этот раз отбраковала очень много книг, больше чем Академия образования. Безусловно, некачественного контента много. Рынок учебников очень привлекателен, тем более на фоне падения книжного рынка в целом.  Многие хотят им заниматься, хотя это чрезвычайно трудно. Мало свободных авторов, которые могли бы составить качественную линейку по тому или иному предмету. Многие мои коллеги слишком оптимистично оценивают свои шансы на издание учебной литературы.

Усугубляется ситуация еще и тем, что в список «рекомендованных» можно войти, если представить целую линейку книг для «началки» или средней школы. Некоторые начинают издавать и потом просто не могут пройти экспертизу. Однако многие все-таки умудряются – и заканчивается это печально. Мне известны случаи, когда даже после разгромной оценки экспертов издатели не переверстывали оригинал-макеты, поскольку это дорого, и книги с множеством ошибок попадали в школы. Это скандальные случаи повторились и в этом году. Считаю, что на деятельность таких издательств должно как-то реагировать Министерство образования и науки.

Сейчас с учебниками возникает и другая проблема. Сегодня ведь с каждой книгой и рабочими тетрадями прилагается учебный диск или даже онлайн-сопровождение. И если экспертиза книг налажена силами РАО и РАН, то психолого-педагогическое сопровождение электронных ресурсов оставляет желать лучшего. Эксперты еще не приспособились к оценке онлайн-ресурсов.

В то же время рынок учебной литературы сужается: с 96 до 30 издательств за несколько лет. Сохранится ли эта тенденция? Пока говорить рано, тем более что объем средств, которые тратят на учебники, растет. За прошлый год только из региональных и муниципальных бюджетов на это было потрачено около 2,5 млрд. рублей.


«В общественных дисциплинах отказываются от учебников»

Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, директор Центра образования № 109

Когда опубликовали новый перечень рекомендованной учебной литературы, у меня начали спрашивать: «Не слишком ли большой список, не стоит ли, как раньше, иметь один комплект?». У нас был уже один учебник. Назывался он «Краткий курс истории ВКП(б)», и больше нам этого не надо. Да и происходящее – это всего лишь переход от одного стандарта к другому, от одного комплекта учебников к другому.

А в это время в обществе начинаются разговоры в пользу бедных учителей. Дескать, они не справятся с этим списком, запутаются. Это, конечно же, вздор: педагогу, который из подготовленных для коррекционных школ и для продвинутых гимназий учебников не может выбрать нужный себе и классу, не место в школе. В этом перечне действительно есть книги и для вундеркиндов, и для отстающих. А учитель-халтурщик, конечно, выберет один учебник.

Конечно, плохих учебных материалов все еще много. Так влияет свободный рынок, я хорошо знаю про бригады бойких писателей, которые изготовят на заказ любой учебник. Здесь поможет только серьезное экспертное сообщество. И кстати, не все хорошие учебники получают министерский гриф. Это всегда субъективный выбор, и велика коррупционная вероятность, поскольку очень часто заправляет одна авторская команда или одно издательство. Например, не вошел в список очень интересный учебник истории XIX века Леонида Лященко. Процедура грифования требует совершенствования.

Но качество учебников не так уж сильно влияет на качество обучения. В советское время при жестких программах на «Преступление и наказание» давали два академических часа, но толковые учителя находили время рассказать и про Булгакова, и даже про Платонова. А сейчас и вовсе другая ситуация. В общественных дисциплинах сейчас отказываются от учебников - так происходит, например, в Германии. Ученики пользуются Интернетом, занимаются проектной деятельностью.

В любом случае, учебники по общественным наукам, особенно по истории – уходят от дискуссий, обходят острые вопросы. И здесь опять велика роль учителя. Школа же не на Луне находится, дети все видят и спрашивают учителя обо всем происходящем.


«Не каждая семья может позволить себе полный комплект»

Олег Смолин, депутат Госдумы, член-корреспондент РАО, президент Ассоциации издателей учебной литературы «Российский учебник»

Самая главная проблема с учебниками – это их высокая цена и невозможность региональных властей обеспечить школы всей необходимой литературой. 13 марта в Минобрнауки проходило большое совещание по выполнению поручений Путина о наведении порядка в этом секторе. Напомню, что в феврале он поручил Фурсенко разобраться с крайностями в многообразии учебников. Он тогда призвал оптимизировать этот перечень, говоря по-русски, резко сократить его. Выполнить его поручения чиновники должны до 25 апреля. Но министр уже сказал, что в 2012 году эту проблему уже не решить, а сократить список получится только в следующем году.

На совещании присутствовали директора школ из регионов и они показывали учебники ценой в 300-400 рублей. Они объясняли, что не каждая семья может позволить себе полный комплект. Как я понял, у чиновников нет полной статистики, во всех ли регионах хватает бюджетных денег на учебники для детей. Здесь полный разнобой: в Москве и ряде других регионов 100% книг дается бесплатно, а в большинстве областей – только 20-25%. Какие-то решения проблемы предлагались, в том числе за счет тех денег, которые сейчас выделяются для модернизации школ.

Эксперты РАО предложили министерству изменить принцип финансирования закупки учебной литературы. Например, составить список самых основных учебников и закупать его за счет федерального бюджета и передавать в регионы. Естественно, сохранив вариативность и давая возможность всем желающим приобретать любые дополнительные комплекты книг.

Другое предложение касается экспертизы учебников. Предложено проводить общественный конкурс среди отобранных книг, чтобы выявить лучшие и самые популярные среди них. В этом должны участвовать и учителя, и родители, и ученые. Ведь в любом случае, мы снова приходим к тому, чтобы как-то сократить список учебников до каких-то разумных пределов.

Евгений Насыров

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе