Школьный бюджет сверстали словно в гестапо

Он настолько издевательский, что на него невозможно смотреть без слез.

Известные персонажи по телевизору давно говорят, что школа "не должна быть ветхой". Я, директор небольшой сельской школы, смотрю на них и чего-то жду. Похоже, что и они смотрят на таких, как я, и чего-то ждут. Пауза вышла харламовская, я первым не выдерживаю, отвожу глаза, еще раз внимаю рекомендациям внимательно изучить резервы бюджета своего учреждения.

В абсолютных цифрах он звучит вроде как и прилично — за 8 миллионов. Но если убрать зарплату и начисления на нее, оплату за отопление, освещение, водоснабжение, то на содержание двухэтажного здания и школьного имущества, обеспечение всех требований безопасности и охраны труда, функционирование столовой и автобуса остается 280 тысяч, из которых больше половины — топливо для осуществления подвоза детей из десятка деревень округа к месту учебы и обратно.

Это пустой бюджет, значительно урезанный в сравнении с позапрошлым годом думских или прошлым годом президентских выборов. Потому что из оставшихся средств, как чаще всего в предыдущие 2 десятилетия, ничего не идет на развитие и обновление. Да нам бы ограждение нормальное сделать, а то любители снегоходов зимой исполосовали весь наш заложенный школьный парк, а водители-лентяи летом повадились прокрадываться по школьному стадиону. Но цена ограждения и есть все наши деньги. Из которых двадцать тысяч — плата за негативное воздействие на окружающую среду и расчеты за нее (сразу вспомнишь петровских "прибыльщиков" и плату за дубовые гробы), шесть — транспортный налог, пятнадцать — обслуживание пожарной сигнализации, а еще производственный контроль, дератизация, расчистка снега, вывоз мусора и т. п. — все в неполном объеме. Конечно, по ходу исполнения бюджета, на первоочередные и элементарные нужды, на выживание будут добавлять, особенно по предписаниям надзорных структур. Что лично для меня всегда звучит с налетом грусти, потому как предписание сегодня — это еще обязательно штраф. А чем ближе Сочи, тем больше штрафы и тем разнообразнее их основания.

Конечно, сяду писать запросы на финансирование, то есть принимать меры к исполнению наших прекрасных законов. Тот же автобус в в марте будет проходить техосмотр, а ассигнований на него, как и на техобслуживание, запчасти, проведение медицинских осмотров водителя, полис ОСАГО, даже госпошлину за получение талона (а это 300 рублей) нет ни копейки. Перед формированием бюджета у нас давно перестали интересоваться потребностями, давать-то нечего — "пишите письма", и первое из-под пера вышло в первый же день ознакомления с нашим финансированием.

Справедливости ради скажу, что за прошедшие десять лет жить мы стали лучше, а в выборные годы (жаль, что выборы теперь станут реже), можно сказать, богато. Если прежний руководитель, передавая дела, отдала мне, как большую ценность, степлер (спасибо, им я пользуюсь до сих пор), то сейчас у меня даже есть ноутбук, дырокол и калькулятор. Если в 2002 температура в коридорах была плюс 2 градуса по Цельсию, и на три недели за неуплату отключали свет, в 2007 замерзли все комнатные растения, то сейчас и тепло после газификации, и светло. Появился компьютерный класс, приобрели большую часть учебников в библиотеку — сдвиги есть, безусловно.

Однако школа была сдана в эксплуатацию в 1993 году, мебель перевезли из старого здания. Мой отец пользовался этими шкафами и классными досками 60-х годов, сидела за столами 70-х старшая сестра, потом я в 80-е, старшая дочь в 2000-е, а через 2 года, наверное, за них же в первом классе сядет, будет писать на тех же досках и заглядывать в те же шкафы моя младшая. Пока вокруг возводились дворцы пенсионных фондов, фондов соцстраха, налоговых инспекций, казначейств и прочих структур, наша самая молодая в районе школа постепенно превращается в музей, где можно посмотреть советские туалеты, советские светильники, советский пищеблок. Это дает самое наглядное представление о подлинном отношении российских чиновников к детям (естественно, если это дети рядовых граждан).

Мои коллеги по районной думе на подобные сетования резонно замечают: "58% муниципального бюджета — статья "образование". Вам все валят и валят, валят и валят, как в бездонную бочку!" Да, о школах и детсадах хотя бы вспоминают, тогда как учреждения дополнительного образования, библиотеки, дома культуры годами прозябают в полной нищете. Только это "валят" никак не сказывается на обеспечении образовательного процесса — старый инвентарь, лабораторное оборудование, морально устаревшая литература и т. п. Норматив, выделенный региональной властью на оплату труда и учебные расходы, фактически не позволяет в сельских школах производить необходимую и своевременную замену учебного оборудования и наглядных пособий. Без советской базы сельская школа уже давно бы скончалась.

Когда известные персонажи из телевизора говорят о модернизации, что школы перестают быть ветхими, мы любуемся на картинки передовых учебных заведений. Действительно, любо-дорого посмотреть. Не знаю, возможно, эти репортажи воспитывают в ком-то чувство гордости за свою страну. Мне же в них видится лишь отношение к нам, как к гражданам второго или третьего сорта. Мы то ли местом проживания, то ли рылом для новой России не вышли.

Игорь Олин, учитель истории, директор школы, Киров

PublicPost

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе