Штрафной удар: педагоги против учеников

"Ревизор.ru" присоединяется к полемике на насущную тему, начатой "Российской газетой".
Фото: "РГ"


Накануне "РГ" опубликовала статью "Домашнее назидание" о важнейшей проблеме современной отечественной школы. Материал посвящен инициативе педагогического сообщества: законодательно закрепить штрафы с родителей школьников за оскорбление учителей. Называется цифра в 5 тысяч рублей.


Текст Ксении Колесниковой начинается с подборки свежих удручающих примеров: в Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя, так, что тому вызывали "скорую"; в Псковской области и Москве ученики тоже распускали руки в адрес преподавателей.  По мнению журналиста "РГ", образовательные новости все чаще напоминают криминальную хронику, а профессия педагога становится одной из самых опасных. В 1990-е и "нулевые", напомним, считалось, что на первом месте по степени опасности из гражданских профессий стоят шахтеры, а на втором – журналисты.

После этой преамбулы вроде бы логичен переход к инициативе Общероссийского профсоюза образования: организация разработала законопроект, ужесточающий ответственность родителей за поведение их чад с учителями. По предварительным данным, штраф за словесное оскорбление педагога может составить до 5 тысяч рублей. А за действия в адрес учителей рекомендуется карать лишением свободы сроком до трех лет. Такие поправки предложено внести в Уголовный кодекс. Интересен и пункт о санкциях за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей: штраф от 500 до 3000 рублей.

Правда, что считать ненадлежащим исполнением родительских обязанностей, то ли в газете не расшифровано, то ли самими педагогами еще не прояснено. За пьянки дома, голод и отсутствие у детей элементарных вещей уже давно и прочно наказывает система мер ювенальной юстиции – от временного до постоянного изъятия детей из семьи. А тут что имеется в виду? Попытки родителей защитить своих чад от произвола учителей (подобный вывод напрашивается)?.. По данным опроса ОНФ и Фонда "Национальные ресурсы образования", 41 процент родителей уверены: причина школьных конфликтов обычно – стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов видят корень зла непосредственно в классных руководителях. Родители нашли собственный выход из положения: число детей на семейном обучении растет на две тысячи человек в год. Не могут изменить школу, меняют отношение к ней – то есть буквально перестают относиться. Но почему-то в инициативе педагогов упор делается на том, что ученики всегда неправы…


Фото: world.lib.ru 


Газета цитирует заместителя председателя Общероссийского профсоюза образования Михаила Авдеенко. Он говорит, что профсоюз готов к неоднозначному восприятию своей идеи обществом. Но педагоги считают: подобные законодательные инициативы нужны как дополнительный правовой механизм, способный повлиять на ситуацию. Ее можно без затей счесть повсеместным падением педагогического авторитета. По данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе.

Статья умалчивает, в какой стадии "официализации" находится сейчас инициатива профсоюза образования. Но говорит, что Комитет Госдумы по образованию и науке начал разработку другого законопроекта в защиту учителя. Рабочее название документа "О статусе педагога". В него в первую очередь входят не санкции против школьников и их родителей, а льготы для педагогов. Зампредседателя комитета Любовь Духанина перечислила некоторые:  четкие нормы по трудовой нагрузке педагогов; возможность устраивать собственных детей в школу/детский сад, где трудятся педагоги; порядок в системе повышения квалификации; система специальной медицинской помощи и реабилитации для учителей. Также Любовь Духанина упомянула более внятный механизм разрешения школьных конфликтов, технологию медиации в школе. Но о медиации не сказано ничего конкретного. Кроме отсылки к… видеокамерам, которые повально устанавливают в школах, но которые даже самими учителями воспринимаются неоднозначно. Еще бы – бесстрастные камеры-то следят не только за "ужасными детьми", но и за "страдающими преподавателями"!..

К чести издания, оно приводит мнение и противоположной стороны – члена Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы Татьяны Суздальницкой. Та прямо говорит, почему против введения штрафов. Во-первых, оскорбляют и бьют учителей или подростки из неблагополучных семей, которые все равно платить не будут, или "мажоры", для которых символический штраф – тьфу. А во-вторых, резонно замечает родительница, нередко "срываются" те дети, кого сам же учитель систематически травил и доводил. Справедливо ли вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя без аналогичных мер за оскорбление ученика?.. Это уже какой-то "штрафной удар", по ассоциации со спортом, исходящий из того, что нарушают правила только дети и их родители.

Статья уже успела вызвать горячую полемику в социальных сетях. Нетрудно отследить, что представители педагогической страты горой стоят за введение штрафов. Аргументируют тем, что систем воздействия для них уже достаточно много – а вот для учеников слишком мало. В качестве "меры воздействия" почему-то называют… УК РФ. Мол, по нему за рукоприкладство к ученику могут и уволить. А многие даже уверяют, что рукоприкладства учителей сейчас или нет – или оно вызвано самими учащимися.

Понятно, что у учителей, особенно с многолетним стажем, может, и "накипело". Но вот что странно: УК - это "убьют, тогда и приходите", не так ли?.. За чрезмерный "разгул" учителей предусмотрены серьезные уголовные меры. Педагоги приводят примеры: УК сегодня включается, даже если учительница оцарапала неадекватно ведущую себя девушку в процессе "полемики". Но почему же промежуточные меры в виде штрафов разрабатываются только для учеников – а не для учителей, которые не способны применить свой педагогический талант и свое базовое образование, чтобы без царапанья побеседовать с ученицей, даже если та не в себе?..

Не забудем и о том, что в УК прописаны наказания за конкретные действия. Такие школьные "прелести", как словесные оскорбления учеников, нелестные оценки их умственных и моральных качеств, педагогическое высокомерие и педагогический садизм ни в какой кодекс не впишешь. Хотя бы потому, что это все на голубом глазу можно выдать за "педагогические приемы". Систематически занижать оценки определенным ученикам – и утверждать, что таким образом стимулируешь заниматься по своему предмету. Направлять оскорбления и унизительные мнения в адрес учеников не им лично, а всему классу, в третьем лице обсуждая Ваню или Машу. 


В книге Татьяны Мирной "Записки учительницы" много соображений по поводу того, что "должны" школе дети и родители, помимо учебы.
Фото: litres.ru


Педагог-блогер Татьяна Мирная настаивала в своей книге на том, что школьникам надо вернуть обязанности по уборке школ и пришкольных территорий. Извините, но при наличии штата техничек и дворников, который необходим в каждой школе, возложение этих обязанностей на ребят похоже на эксплуатацию труда несовершеннолетних. Наконец, не забудем об унизительных ситуациях, когда учеников объявляют "неуспевающими", чтобы вынудить родителей доплачивать педагогам за дополнительные занятия. Это нередкая практика, судя по рассказам родителей, но не каждая мама осмелится предать такие факты огласке…

Безусловно, существуют неуправляемые дети, перед которыми, наверное, и Макаренко опустил бы руки. Нуждается в законотворческих изменениях и система уголовных наказаний для несовершеннолетних, которые часто распоясываются, чувствуя свою безнаказанность в силу возраста. Но, положа руку на сердце, идея педагогов о штрафах больше похожа на законодательную инициативу – или на очередной "побор" с родителей?..

Обсуждение предложения педсообщества насчет штрафов еще все в волнах и неизвестно, во что выльется. Редакция "Ревизора.ru" понимает, что в этой дискуссии у каждого своя правда. Предлагаем нашим корреспондентам, а также молодым журналистам, принять участие в обсуждении своими материалами.

Автор
Ревизор.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе