Сотни писем от «мурфиков», «господинов» и «лялечек»: с какими трудностями столкнулись учителя и ученики при переходе на онлайн-обучение

Режим самоизоляции сказался и на школьниках.
Теперь они осваивают дистанционное обучение.

Уже подходит к концу вторая неделя, и наконец ребята и педагоги перестроились. А как у них дела сейчас, разбирался наш корреспондент.


– Ох, опять я все проспал! Почему меня никто не разбудил? У нас удаленная математика начинается, тест надо писать в онлайн-режиме!

– Ты хоть футболку надень!

– Да ладно, я в веб-камеру в конференции только до шеи влезаю! Что значит – сверху или снизу? Да отстаньте вы от меня с вашим троллингом!

Пока старший садится за компьютер, слышен голос младшей:

– Мамочка! Ты почему мне не помогаешь? Ну и что, что вчера вместе проект по окружающему миру до ночи делали. Новый надо, по математике! Точнее, исправлять! Надо переделать, перефотографировать и снова отправить!

…Так или примерно так живут нынешним апрелем сотни тысяч родителей, бабушек и дедушек миллионов российских школьников. Удаленное обучение в условиях самоизоляции мобилизовало не только ресурсы учеников и учителей, но и силы, и время их самых близких людей, при этом зачастую тоже вынужденных удаленно работать. Полностью в режиме онлайн учиться оказалось просто далеко не всем и каждому. Особенно в сельской местности, где с бесперебойным интернетом часто большие проблемы, да и компьютеры со смартфонами есть далеко не в каждой семье.

– В нашей школе решили, что представители будут два раза в неделю объезжать всех учеников и класть в почтовый ящик задания для детей, – рассказала издатель Елена Батуева, проживающая с семьей в деревне Борисоглебского района. – В этот же ящик мы должны положить тетрадки с выученными уроками. Надо самостоятельно проходить материал, делать задания, писать рефераты и т.д. Это надо бросить работу, пройти краткосрочные педкурсы и сидеть с утра до вечера с ребенком.

– У нас дистанционное обучение смешанное, все уроки в режиме онлайн не ведутся, – рассказывает ярославна Ольга Пирогова. – Но часть заданий сын выполняет на интернет-платформах, где сначала были чисто технические проблемы. Их мы решали оперативно вместе с учителями. И здесь многое зависит от родителей. Дети впервые оказались в такой ситуации, им нужна помощь по организации процесса учебы дома. Нужно рассчитать объем нагрузки по заданиям, распределить приоритеты в зависимости от нагрузки. Родители ни в коем случае не должны делать уроки за детей! Мой сын в шестом классе, и для нас оптимальным стал дневниковый принцип, где все расписано. В какой день, что и сколько делать, когда отправлять учителю задания и ставить плюсы там, где сделано. Онлайн-уроки тоже проходят нормально. Учитель спрашивает всех в режиме видеоконференции, объясняет непонятные моменты. Главное – родителям нужно не пускать процесс на самотек. И обязательно хвалить своих детей за достижения!


Но есть у этого процесса и другая сторона – ежедневный труд учителей. Педагогам сейчас приходится очень и очень непросто.

– У меня учитель в соседней комнате – это моя мама, – рассказывает жительница Тутаева Ирина Герасимова. – Она не только Учитель с большой буквы, а еще и тот специалист, который разрабатывал все каникулы и неделю «выходных» для своих учеников интернет-платформу, чтобы подключить и видеоуроки, и презентации… И теперь уже с 7 часов утра ей без перерыва приходят сообщения в мессенджеры и просто телефонные звонки – не только от детей, но и от их родителей. Пообедать, просто сделать перерыв – приходится заставлять ее чуть ли не силком. Спать она теперь ложится не раньше трех часов ночи. Готовится к занятиям, проверяет почту, чтобы не потерять ни одно письмо от «мурфиков», «господинов» и «лялечек» (у учеников по четыре почты, а еще пишут родители и шлют, откуда им удобно)… Потом каждую работу нужно оценить, дать комментарии, завести ее в региональный онлайн-дневник. А еще нужно составить отчет для школы: сколько учеников пришло, сколько вышло вовремя, кто опоздал и так далее. У учеников есть расписание, занятия начинаются в 8.00, а кто-то встает в 11, а то и в 12. А потом в 23.00 ребята присылают ответы, списанные с интернет-решебников… Просто поймите одно, дорогие родители и ученики: учителю (даже с высокой компьютерной грамотностью) очень тяжело, у него 32 ученика и 64 родителя, а в старших классах их целые параллели! Просто нереальная нагрузка!

– Социальные сети и прежде всего родительские чаты переполнены эмоциями по поводу дистанционного обучения школьников, – констатирует ректор ЯГПУ Михаил Груздев, обращаясь к родителям ярославских школьников. – Пожалуйста, попробуем воздержаться от резких оценочных суждений. За цифровым образованием, безусловно, будущее, но крайне опасно называть нынешнюю ситуацию «образованием цифровой эпохи». Сейчас мы находимся в вынужденной экстремальной ситуации. Система образования не готова, да и не должна была быть готова к такому испытанию. Онлайн никогда не вытеснит традиционных форматов обучения. А сейчас «в удаленку» переведено практически все образование. Я получаю большое число реакций школьных учителей и вузовских преподавателей о просто запредельных нагрузках. Педагоги практически круглосуточно отвечают на вопросы десятков и сотен детей и родителей. Понимаю, как трудно сейчас детям и их семьям, но, пожалуйста, будьте милосердны и к педагогам! Они не заслуживают столь негативных порой оценок. Нынешняя ситуация, безусловно, станет вынужденным импульсом для развития цифрового образования, а точнее, для осмысления сочетания онлайна и оффлайна. А пока просто наберемся терпения.

Понимая все это, многие ярославские родители, кстати, поддерживают позицию Ирины Герасимовой. В популярной социальной сети родители и школьники благодарят учителей за профессионализм и терпение.


– В связи с начавшимся дистанционным обучением прошедшая неделя была очень непростой для педагогов, родителей и детей, – отметила директор департамента образования Ярославской области Ирина Лобода. – Несмотря на все сложности и технические трудности, многие наши учителя демонстрируют высокий уровень профессионализма и свои самые лучшие человеческие качества. И тем более ценно, что это видят и отмечают и сами школьники, и их родители.

За три дня группа департамента образования мэрии Ярославля в одной из соцсетей собрала около полутора сотен записей с хештегом #спасибо_за_дистант. «Спасибо Вам за ваш труд, за профессионализм, за чуткость и учительский талант», – пишут родители учеников самых разных возрастов – от выпускников до начальной школы. Учителей благодарят за заботу, доброту, понимание и веру в каждого ребенка, за терпение и мудрость:

«Спасибо просто за то, что всегда на связи, что поддерживаете наших детей и помогаете им», «Вместе мы все преодолеем», «Нам непросто дается дистанционное обучение, детям это непривычно и не всегда хочется заниматься. Спокойный родитель, образованный ребенок, и это все благодаря нашему учителю!»

Тем временем о возвращении к обычному режиму обучения, открытии школ пока говорить рано, впрочем, как и надеяться на досрочное завершение учебного года.

– В своих рекомендациях Министерство просвещения Российской Федерации разъясняет, что о досрочном полном завершении учебного года речи не идет, – отметила Ирина Лобода. – Для учеников 1-8 классов регионы могут самостоятельно выбрать один из вариантов: освоить учебный материал в полном объеме в штатном или дистанционном режиме – или вывести годовые оценки по пройденным трем четвертям, а все темы и материалы четвертой четверти перенести на следующий учебный год. Все варианты имеют свои плюсы и минусы, но в любом случае главным фактором и аргументом при принятии решения является эпидемиологическая ситуация в нашем регионе. Наша главная цель – обезопасить детей, сохранить их здоровье. И в зависимости от того, как будут развиваться события, станет понятно, какой вариант обучения оптимально подойдет ярославским школьникам.

Директор регионального департамента образования подчеркнула, что варианты обучения не касаются школьников с девятого по одиннадцатый классы. Они будут проходить учебный материал в полном объеме. ЕГЭ в 2020 году пройдет в очной форме по единому для всей страны расписанию, сроки проведения экзаменов могут корректироваться в зависимости от развития эпидемиологической ситуации, возможность отмены ЕГЭ или проведения его в дистанционном формате не рассматривается. 


Срок начала основного периода ЕГЭ-2020 перенесен, планируется, что экзамены начнутся 8 июня. Проект нового расписания в настоящее время опубликован для общественного обсуждения. Экзамены пройдут в единые для всех даты только тогда, когда это будет возможно сделать без риска для здоровья детей и учителей. Сроки приемной кампании в вузы и колледжи также будут корректироваться с учетом переноса экзаменов. Они будут едиными для всей страны.

Государственную итоговую аттестацию в девятых классах в этом году планируется провести только по двум обязательным предметам, русскому языку и математике, экзамены по выбору проводиться не будут. Минпросвещения и Рособрнадзор установят периоды проведения итоговой аттестации по обязательным учебным предметам, внутри которых регионы сами определят конкретные даты проведения экзаменов.


Фото из архива «Ярославского региона»

Автор
Светлана Парсегова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе