Стандарт взят, ректоры приуныли

Жизнь по новым правилам придется по вкусу студентам

О стандартах нового поколения наслышаны все. Более того, на них опираются все нововведения в вузах, связанные с инновационным направлением развития страны. Слышали все, но мало кто представляет – чем это обернется для вузов. Об этом обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ рассказывает проректор Высшей школы экономики Сергей РОЩИН. 

– Сергей Юрьевич, разработаны стандарты нового поколения. А чем новый стандарт отличается от прежнего? 

– Начнем с того, что стандарт – это всегда ограничение по минимуму. Если мы посмотрим на современные системы образования, то, конечно, наша отличается от американской или европейской. Там вузы имеют собственные стандарты обучения, свои дипломы и отвечают за это своей репутацией. Хотя деятельность вузов так или иначе не остается там бесконтрольной. 
У нас же страна давно пошла по пути выдачи госдиплома. А раз так, то она должна отвечать за качество и иметь госстандарты по образованию. Но любая инновация уходит от стандарта. Прежние стандарты довольно жестко регламентировали процесс обучения. Жестко предписывали набор дисциплин, которым нужно учить. И ведущие вузы, включая МГУ, СПбГУ, МГТУ, МФТИ, МГИМО и т.д., вынуждены были так или иначе отклоняться от выполнения этого стандарта. Иначе невозможно было модернизировать образование. 

Пришло понимание, что многое нужно менять, и были разработаны новые стандарты третьего поколения. Их содержание отличается тем, что университетам предоставляется большая степень свободы. Стандарт регулирует только 50% от общей трудоемкости образовательной программы, и 50% вуз наполняет сам так, как он это считает нужным. Что касается идеологии стандарта, то она описывается в компетентностном подходе. Вместо дидактических единиц формируются компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза. Несмотря на это, отклонение от стандарта все равно будет существовать. Поэтому правильным шагом было то, что ведущим вузам, имеющим особый статус, предоставлено и право, и обязанность реализовать собственные стандарты. И это задача, которую национально-исследовательские и федеральные вузы сейчас решают. 

– Очевидно, прежде ввода новых стандартов нужно было упорядочить систему высшего образования. Можно ли сказать, что градация вузов уже завершена? 

– Да, она проведена. В настоящий момент выделено 38 ведущих вузов, которые получили право на самостоятельные стандарты обучения. 

– Но 38 вузов – это далеко не все. У нас около тысячи только государственных вузов. Все-таки что случится с ними? 

– Мы имеем дело с явлением, когда вся система образования переходит на стандарт третьего поколения. У слабых вузов есть возможность, с одной стороны, адаптировать свои образовательные программы с точки зрения их ориентаций на конкретном рынке труда. С другой стороны, они должны обеспечить 50% выполнения контролируемого ядра. Задача госорганов образования в том и состоит, чтобы правильным образом организовать систему проверки качества образования. И те, кто не может справиться с такой задачей, наверное, должны уходить с рынка образовательных услуг. 

– А сколько вузов должно быть? 

– В РФ сложился тотальный спрос на высшее образование. Вузы выполняют еще и функцию социального лифта. Это произошло одновременно с тем процессом, когда негативную окраску получили все другие ступени образования. У нас все образование, кроме высшего, по сути дела ушло в маргинализацию. У нас не до конца решены проблемы средней школы. И с этой точки зрения, сказать, сколько вузов надо РФ – невозможно. Судя по спросу – у нас должно быть большое количество вузов, но при этом должен быть надзор за качеством. Стандарты выстраивают требования, а дальше надо выстраивать систему качества, которая позволяла бы контролировать, как эти требования соблюдаются. Здесь важно не норматив написать, сколько должно быть вузов, а какие должны быть вузы. 

– Вуз самостоятельно разрабатывает стандарт. Какие проблемы могут возникнуть у него здесь? 

– Могу рассказать на примере нашей высшей школы. В июле ученый совет ВШЭ утвердил наши стандарты. В законе записано, что национально- исследовательские вузы могут разрабатывать свои стандарты, но они должны быть не ниже федеральных. Что значит – не ниже? 

Мы, например, не стали увеличивать количество дисциплин, мы их стали сокращать. Ограничили количество, которые можно изучить за 4 года. Идеал – это 30–35 дисциплин. Почему? Чем больше дисциплин, тем больше профанации. Студент не может освоить такой объем. Значит, он выучит для галочки. Для того чтобы формировались фундаментальные профессиональные компетенции, это должны быть дисциплины определенной протяженности. И их должно быть ограниченное количество. 

Раз мы сократили, то как это совместить с освоением большого набора знаний. Мы выделили ядро. А за пределами этого ядра существует некий набор дисциплин, которые студенты могут набирать. Мы сохранили богатство курсов и оставили коллег, которые могут их читать. 

Считается, что если даже и ограничено количество дисциплин – надо больше дать профессиональных. Это иллюзия. Мы пошли на то, чтобы не увеличивать количество профессиональных курсов за счет общеобразовательных, социально-гуманитарных. А оставили те, которые отвечали за формирование общеобразовательных умений и навыков, за социально-гуманитарное знание. Если человек вышел из университета, он должен быть специалистом не только в своей профессиональной деятельности. Мы увеличили количество часов на базовые дисциплины. Если философия, социология и т.д. читаются, то они должны читаться нормально. 

Следующее важное звено – это связь образования и исследований. Важно, чтобы у студентов формировались научно-исследовательские навыки. 

– Вы студентам облегчаете жизнь? 

– Скорее нет. Образование нелегкое дело. Главное, чтобы было не легко, а интересно. В основе продуктивной познавательной деятельности всегда лежит интерес. 

– Новый стандарт – это особые требования к ректорам? 

– Да, это сигнал к изменениям. Чего скрывать, появляются свободы – и люди не знают, как ими воспользоваться. Я общался с коллегами из разных университетов. Порой они не знают, чем эти 50% свободного учебного пространства заполнить. К сожалению, такое тоже есть. Поэтому новые стандарты – это новые требования к профессиональному вузовскому сообществу.

Независимая газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе