Страна – театр, а школьники в нем актеры

III Всероссийский фестиваль "Страна – Театр – Школа" завершился.
Студия "Сорванец", Приморский край, обладатель приза "За лучший актёрский ансамбль". 
Фото предоставлено организаторами проекта.


Фестиваль школьных самодеятельных театров "Страна – Театр – Школа", организованный Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры РФ в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура", рапортовал о завершении своей работы. Фестивальный путь от Москвы до Владивостока протяженностью в шесть с половиной тысяч километров успешно пройден. Счастливый обладатель Гран-при - Детский эстрадно-музыкальный театр "Аплодисменты" из города Артем Приморского края. Члены судейской коллегии детского жюри, участники "Школы юного театрального блогера", а также все молодые артисты по-взрослому работали на форуме – настоящем театральном марафоне.


Всероссийский фестиваль "Страна – Театр – Школа" ежегодно проводится в нескольких регионах страны. В этом году фестивальными локациями стали Приморский край, Тульская и Самарская области, расширившими географию форума-2023 реально от Москвы до самых до окраин. И если первые два тура смотра проводились "на местах", то коллективы, отобранные в финал, получили возможность показать свои работы в столице – солидно и почетно. Малая сцена Театра имени Наталии Сац принимала финалистов. Торжественная церемония закрытия состоялась в Детском музыкальном театре юного актёра.

В качестве фестивальных работ школьная самодеятельность вынесла на всероссийский показ спектакли, охватившие практически все жанры современного театра: драма и всевозможные музыкальные постановки – от фольклорных композиций и водевилей до сложных работ, сопоставимых с профессиональными мюзиклами. Музыкальная составляющая занимала большое место во всех сценических версиях, и в классических интерпретациях русских сказок значительная часть эффектов ложилась на музыкальную палитру.

Обладателями Гран-при стали ребята Детского эстрадно-музыкального театра "Аплодисменты" из города Артем в Приморском крае за добрый и трогательный спектакль "Дом, где солнышко живет". Остальные призы разделились согласно специальным номинациям. Так, в номинации "Лучшая женская роль" награждены Юлия Манцигина (роль Сороки в спектакле "Дом, где солнышко живет" Эстрадно-музыкального театра "Аплодисменты" города Артем) и София Киселева (роль Аленушки в спектакле "Аленький цветочек" театра "Овация" Владивостокского Дворца детского творчества). Лучшими исполнителями мужских ролей стали Богдан Лоханев (роль Антона в спектакле "Аленький цветочек" театра-студии "Мы" Сокольнического Дома культуры города Тулы) и Тимофей Шевяхов (роль Д'Артаньяна в спектакле "Три мушкетера" театра "Балаганчик" Центра культуры и досуга "Орион" города Тулы).

Номинация "Лучшая режиссура" досталась спектаклю "Научи меня летать" Театральной студии при ТЮЗ "Дилижанс" города Тольятти, номинация "Лучшее художественное решение" – спектаклю "Шиворот-навыворот" театральной студии "Эксперимент" города Тольятти. В номинации "Лучший актёрский ансамбль" наград удостоены две работы: спектакль "Рэп-концерт "СТИХиЯBAND" театральной студии "Премьера" при драматическом театре "Колесо" имени Народного артиста России Г. Б. Дроздова города Тольятти и спектакль "Сказка о мертвой царевне" театра-студии "Сорванец" города Лучегорск  Приморского края. Приз за "Лучший музыкальный ансамбль" уехал в Тулу за  спектакль "Квартет" коллектива "Соловушки" музыкального театра "Синяя птица" городской Детской школы искусств №1. "Лучшим музыкальным спектаклем" стал "Аленький цветочек" музыкального театра "Овация" городского Дворца детского творчества" города Владивостока.

Особую интригу результатов ожидали от детского жюри. Судейская коллегия объединила в своем составе юных актёров Детской оперной студии Театра Сац и Детского музыкального театра юного актёра. У детского жюри была своя собственная номинация, и лучшим, по его мнению, спектаклем стала постановка "Научи меня летать" Театральной студии при ТЮЗ "Дилижанс" города Тольятти.

Значительную часть заявленной программы фестиваля составила методическая образовательно-педагогическая составляющая. В рамках Фестиваля в регионах прошли практические мастер-классы для учащихся и их педагогов, встречи с членами жюри, театральными блогерами. В Театре имени Наталии Сац был проведён уникальный курс занятий "Школа юного театрального блогера".

Маркетинговая и творческая активность в интернете актуальна всегда, а новая реальность предоставляет возможности для освоения различных ресурсов и техник продвижения в соцсетях и пабликах. О том, какие пути развития ожидают отечественный интернет и какие формы взаимодействия в предлагаемых условиях наиболее перспективны в сотрудничестве с театрами, концертными структурами и другими культурными институтами, – обо всем этом позволили узнать занятия "Школы юного театрального блогера".

Помимо диджитал технологий этот курс обозначил тематическую направленность: принципы ведения блогов с точки зрения  театральной и музыкальной тематики. Ведущие занятий – театроведы, артисты и музыканты. Сама площадка обязывала, ведь занятия проводились в крупнейшем в мире детском оперном театре и во многом были направлены не только на познание секретов создания резонансного контента, но и на понимание специфики театра, умение компетентно освещать различные театральные события. Для этого слушатели курса были приглашены на несколько спектаклей, а также на ряд концертных программ в рамках проекта "Re-конструкция". О каждом из увиденных проектов начинающие блогеры создавали материалы в соцсетях.

Участниками курса стали старшеклассники московской Школы № 626 имени Наталии Сац, а также студенты междисциплинарной творческой мастерской факультета журналистики МГУ "Кузница кадров" телеобозревателя Гули Балтаевой. В рамках этого курса студенты журфака МГУ, а также учащиеся Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ стажируются в освещении событий в культуре и искусстве. А цикл практикумов "Школы юного театрального блогера" как раз позволил приобрести самые разнообразные практические навыки студентам, осваивающим основы журналистики в области академической культуры. "Школа юного театрального блогера" как раз предоставляла возможность рассказать о таких новых проектах Театра Сац, которые в полной мере отвечают разнообразной специфике современного драматического и музыкального театра.

Новшеством "Школы юного театрального блогера" - 2023 стали занятия в онлайн-формате. С идеей проведения практикумов в виде онлайн-конференций к организаторам проекта обратились педагоги и учащиеся медиа-классов в рамках Приморского регионального отделения общероссийской лиги юных журналистов (руководитель Татьяна Никитченко). Юные блогеры, журналисты и их педагоги из Владивостока проявили огромный интерес к тематике "Школы юного театрального блогера" и активно участвовали в работе  наравне с московскими школьниками и студентами. Присылая публикации о студенческих спектаклях, участвующих в фестивале "Страна-Театр-Школа", начинающие журналисты добавляли немало своей специфики, которая рассматривалась отдельно в рамках онлайн-занятий.

Обсуждения разнообразных принципов и методик для описания неоднозначных явлений современного театра, а также оценка написанных слушателями материалов проводилась лекторами "Школы юного театрального блогера", каждый из которых широко известен в мире театральной и музыкальной журналистики.

Первым занятием курса стал мастер-класс на тему "Общие тенденции и особенности блогинга во ВКонтакте и Телеграм", который провёл Владимир Зисман, музыкальный критик, автор книг, солист (английский рожок) Московского государственного симфонического оркестра (МГСО) под управлением Ивана Рудина. Помимо теоретического обсуждения навыков и знаний, которые полезно иметь специалистам в области театра, лектор подробно обсудил публикации слушателей, сделанные ими по итогам просмотра спектакля "ОНА" Театра имени Наталии Сац.

Следующая встреча в рамках школы состоялась с музыкальным критиком, пианисткой, ведущей спец курса ВШЭ Еленой Алексеевой. Разговор был посвящен прошедшему в Театре Сац концерту к 150-летию С.В. Рахманинова. В обсуждении раскрывались неочевидные смыслы и тематика вокально-симфонической классики, подтверждались аудиторией в интерактивных заданиях. Участникам мастер-класса предлагалось написать пост о юбилее композитора, представив себя в разных блогерских или журналистских форматах: как политический обозреватель, как репортёр по вопросам социальной тематики, как автор женского, глянцевого журнала. Такой практикум вызвал немалый интерес у студентов журфака МГУ.

На третьем занятии солистка оперной труппы Театра имени Наталии Сац, лектор и блогер Александра Антошина познакомила слушателей с необычными и редкими видами театральных постановок: иммерсивными спектаклями и версиями старинных опер. Примером стала постановка оперы Клаудио Монтеверди "Орфей", которую самые активные слушатели смогли увидеть, посетив вслед за лекцией спектакль Театра Сац. Свои впечатления ребята написали во вполне зрелых и ярких отзывах.

Последующие мастер-классы шеф-редактора портала о театре "Недоросль", театроведа, журналиста, автора книг Катерины Антоновой и главного редактора информационного агентства и газеты "Музыкальный Клондайк", продюсера, театроведа Надежды Кузяковой касались практических навыков разбора театральных постановок. Материалом для мастер-классов стали постановки школьных театров, участвующих в фестивале "Страна-Театр-Школа", которые московские зрители и юные блогеры Владивостока, подключающиеся онлайн, оценивали по записям, присланным на фестиваль.

А заключительный мастер-класс провела пресс-секретарь Московского концертного зала "Зарядье" Ольга Кузьмина. По результатам оригинального симфонического проекта оркестра и хора Театра Сац "Засуха. Потоп" в рамках проекта "Re-конструкция" московские участники "Школы юного театрального блогера" создали свои публикации, которые обсуждались на занятии в контексте примеров из телеграм-канала зала "Зарядье". Технологии публикаций в этой сети вызвали немало вопросов и дополнительных обсуждений как у столичных, так и у региональных слушателей.

О живом интересе участников "Школы юного театрального блогера" свидетельствуют и отзывы из Владивостока. Подчёркивая актуальность проекта, руководитель Приморского отделения общероссийской лиги юных журналистов Татьяна Никитченко отметила: "Подобные встречи и живые, непосредственные беседы с практикующими авторами очень полезны для начинающих авторов. По тому, как внятно, корректно проводилась работа с примерами из рецензий видно, насколько широка практика лекторов. Мы почерпнули очень много актуальных и нужных советов. Огромное спасибо лекторам и за подключение региона к такому проекту!"

Обратилась к участникам фестиваля и министр культуры Ольга Любимова. "Уникальная идея этого смотра, заложенная более сорока лет назад легендарной Наталией Сац, выросла в мощное фестивальное движение детских и юношеских театров, а также студий общеобразовательных организаций со всей страны, - подчеркнула она в приветствии в адрес фестиваля. - Проект уже стал крупнейшим методическим центром: помимо конкурсной части, значительную часть афиши составляет образовательно-педагогическая программа для учащихся и их наставников".

Художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац, президент Ассоциации музыкальных театров (организатор фестиваля), режиссёр Георгий Исаакян, обращаясь к участникам церемонии закрытия форума сказал:

"Подводя итоги фестиваля и называя его "третьим", мы должны понимать, что этот фестиваль начался еще в 80-е годы по инициативе Наталии Сац, великой создательницы детских театров нашей страны и мира. Прекрасно, что традиции, заложенные нашими предшественниками, знаменитыми деятелями российской культуры, продолжаются сегодня. В третьем фестивале приняли участие три очень важных для страны региона. Опорный во всех смыслах край – Приморский, на который сегодня обращены глаза всего мира и надежды нашей страны. Самарская область, знаменитая не только своей индустриальной мощью, но и культурными традициями. И Тульская область, которая дарит нам не только оружие и ремёсла, но и сохраняет традиции отечественной культуры. Поздравляю всех участников и подчёркиваю, что в этом фестиваля нет проигравших: и коллективы, представляющие свои регионы, и организаторы форума, которые дают возможность прикоснуться детям и молодёжи к великим традициям отечественного театра, к искусству литературы и музыки, - все участники и создатели этого просветительского процесса, и дети, и педагоги объединены общим важным делом. Какую бы профессию дети, участвующие в театральных постановках, ни выбрали в будущем, они уже победители. Ведь они прикоснулись к чуду театра, чуду искусства. Вспомним, что Эйнштейн играл на скрипке, знаменитый русский композитор Бородин был химиком, а создатель музыки, с которой мы рождаемся и которая сопровождает нас всю жизнь, Римский-Корсаков – морской офицер. Какую бы стезю участники фестиваля "Страна-Театр-Школа" ни выбрали бы в жизни, уже сегодня каждый из вас – прекрасный, яркий, замечательный гражданин нашей великой страны".

Растущая активность фестиваля "Страна – Театр – Школа" показывает, что артистическая практика в школьных театрах является важнейшим ресурсом для воспитания творческих и ярких личностей. Фестиваль демонстрирует, что школьный театр важен не просто как развлечение, но и как инструмент для всестороннего формирования человека.

Автор
Ревизор.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе