Учитель – профессия опасная

Эмоциональное выгорание на работе грозит сегодня не только офисным трудоголикам, но и школьным.

На прошлой неделе у педагогов и учеников сдавали нервы. Два случая рукоприкладства учителей в Воронеже и Подмосковье стали поводом для разбирательств в судебном порядке и оказались в центре внимания общества, в том числе и ТВ-сообщества. А в школе №15 города Королева (тоже Московской области) ученик побил учителя истории...

Преподавать в школе все труднее... Фото РИА Новости

Участникам конфликта в Королеве 25 и 15 лет. Ученик школы № 12 города Железнодорожного, которого вытолкал с урока учитель ОБЖ, учится в пятом классе. Двое учащихся одной из школ Воронежа, пострадавшие от рукоприкладства со стороны учителя на уроке истории, – в 9 классе. По данным надзорного ведомства, девочку учитель ударил кулаком в плечо, а мальчика, ее ровесника, сидевшего рядом за партой, по лицу. Педагогов уже уволили. Работает следствие. И, похоже, учителям грозят реальные сроки.

Большая часть подобных случаев списывается сегодня на эмоциональное выгорание педагогов. Ну, не сдержался. Сдали нервы. Учитель тоже человек и тоже выгорает на работе. И выгорают, как отмечают психологи, прежде всего люди старше 35–40 лет. К тому времени, когда они как раз вроде бы накопили достаточный педагогический и жизненный опыт. И их, возможно, меньше отвлекают семейные проблемы. Только оказывается, что вместе с опытом копится еще и эмоциональная усталость. К тому же педагоги уже на протяжении многих лет работают в условиях, приближенных к боевым. Имеется в виду модернизация школы и ее последствия.

Еще один момент, провоцирующий ситуацию выгорания педагога, – это неумелое или неумное руководство школьных администраций. Напомним, что с тех пор, как школа перешла на новый вид оплаты труда, когда размер стимулирующей части учительской зарплаты определяют администрации учебных заведений, при этом оценка внеучебной деятельности учителя остается делом довольно субъективным, стрессов у педсостава только прибавилось.

Третья причина – все то же вмешательство в учебный процесс «новой зарплаты», которая стимулирует учителя к конкурированию с педагогами в собственной же школе. Не получается в результате этого соревнования единого и сплоченного коллектива. Потому что воюет каждый в данном случае за себя, а не за коллектив. В результате возникают группы своих, приближенных к начальству, и группы «изгоев».

Кроме этого школу периодически сотрясают разговоры о больших планах правительства. Чем глубже в модернизацию, тем больше страшилок вокруг.

Например, сегодня в регионах идет обсуждение «дорожных карт». Напомним, что это обсуждение вызвала программа «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденная правительством 30 декабря 2012 года. Предполагается, что за шесть ближайших лет будет уволено 87 тыс. учителей и 261 тыс. преподавателей вузов. Будет ли такое известие способствовать спокойствию учителей?

Вместе с тем приведенные выше случаи рукоприкладства вскрывают еще и другие риски, заложенные в модернизации и даже стремительно меняющемся мире школьников. Что касается последнего, то создается порой впечатление, что не все учителя отдают себе отчет в том, насколько технологии поменяли наших детей. И что с каждым годом количество школьников, которым в традиционной школе неинтересно, будет только прибывать. «Чтобы побудить интерес, надо приглашать в школу больше предметников, ярких и самобытных», – призывает администрации школ высшее чиновничество. Но не все специалисты и просто хорошие люди обладают врожденными педагогическими способностями. Игнорировать последние в нынешней обстановке – сложно. Кстати, преподаватель ОБЖ, вытолкавший пятиклассника из класса, в прошлом офицер, а не педагог.

Школа должна стать притягательной для мужчин – преобладание в школе женщин пагубным образом сказывается на воспитании подрастающего поколения. Это еще один распространенный тезис модернизаторов образования. Общеизвестно, что мальчики развиваются на два года позже девочек. Сейчас даже учебники пытаются делать так, чтобы учесть этот фактор.

Школе нужен мужчина, чтобы он полнее раскрыл потенциал мальчишек. И сегодняшняя практика показывает, что в учителя идут очень яркие личности. Только вот беда. Та же практика свидетельствует, что такой мужчина – своего рода бельмо на глазу серой массы. А дальше – куча способов, как проще избавиться от «рьяного». «Дела педофилов» шьются сегодня очень быстро. Так как же сформировать эту нашу учительскую, чтобы свести все риски к минимуму?

Впрочем, не надо думать, что проблема разумного подхода к педагогическим кадрам волнует только наше общество. Во Франции, например, тоже порядком сократили педагогов, повысили требования к их образованию, организовали сложные конкурсные процедуры при отборе кандидатов на должность учителя. Но... как сообщает французская пресса, в классах становится все больше плохо подготовленных и неуспевающих учеников (зачастую детей из бедных слоев населения, иммигрантов). Сегодня там есть случаи физического насилия по отношению к учителям, а престижность профессии учителя снизилась, потому что специалисты требуемого уровня быстрее уходят в бизнес.

В общем, власти Франции пришли к такому решению, что состав педагогического корпуса должен отражать состав французского общества в целом. В проект реформы входят теперь меры, направленные на то, чтобы малообеспеченные студенты, желающие стать преподавателями, могли бы позволить себе завершить учебу благодаря стипендиям и специальным выплатам. Может, они лучше будут понимать детей своего сословия.

Надо же! Вот ведь еще какая тонкость, оказывается, должна учитываться.

Наталья Савицкая

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе