В российской системе образования готовятся большие изменения

Новый стандарт среднего образования произведет революцию. С принятием нового образовательного стандарта для 11-летки школа изменится до неузнаваемости, пишет «Московский комсомолец». Россия отказывается от принципа «все учатся всему» и переходит на зарубежную модель, при которой каждый выбирает сам, какие предметы изучать.

В итоге школа становится профильной, количество предметов, изучаемых каждым учеником, сокращается, а это, по словам разработчиков, позволяет решить сразу три задачи. Во-первых, преодолеть разрыв между средним и профессиональным образованием, во-вторых, уменьшить учебную нагрузку школьников, а главное — использовать освободившиеся часы для целенаправленного взращивания патриотов. Последнее и будет основной официальной задачей школы: передаче знаний в новом стандарте отводится лишь второстепенная роль.

Все предметы разделятся на две неравные группы. В первую, поменьше, войдут дисциплины, обязательные для всех: физкультура, ОБЖ и «Россия в мире» (новый междисциплинарный предмет на стыке истории, обществознания, географии и культурологи). Все остальные дисциплины войдут во вторую группу со статусом предметов по выбору. Их сгруппируют по шести профилям: «Русский (либо родной) язык и литература»; «Иностранный язык» (первый и второй); «Общественные науки», куда войдут история, география, экономика, право и обществознание; «Математика и информатика» (а также алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика) и «Естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология, экология). Шестой блок — «Курсы по выбору»: искусство или региональный (школьный) компонент. Так что школьнику останется лишь выбрать нужные предметы и степень погруженности.

С переходом на новый стандарт старшеклассники будут изучать не 18—20 предметов, как сейчас, а всего десяток: по 3—4 обязательных, базовых и профильных. Жаль только, что свободного времени от этого у него не прибавится: высвобожденные от учебы уроки займет казенное воспитание патриотизма («ГОСТ для школьников»).

Не все хорошо и с тем кто будет учить детей по новым программам. Распиаренный властями Год учителя принес педагогам России самые большие разочарования, продолжает «Московский комсомолец». Закрывая Год учителя, Президент России Дмитрий Медведев смог порадовать виновников торжества лишь добрыми словами и пожеланиями. Похвастаться материальными итогами года, на который возлагалось столько надежд, он при всем желании не смог. И все ж е «немногое» власти все-таки сделали, но по мнению учителей, лучше бы этого не было. Когда переходили на новую систему оплаты труда, власти обещали увеличить фонд оплаты труда на 30%. Но так этого и не сделали. И учителя попали в крайне тяжелое положение — им недостает каждого третьего рубля.

А тут еще непродуманные решения властей, как, скажем, при изменении системы аттестации учителей. С одной стороны, безусловные плюсы: аттестация стала обязательной раз в 5 лет и не является пожизненной, учитель должен овладеть современными технологиями. Однако это в теории. На практике же выигрыш от новой системы ничтожен, а новых проблем — куча. Больше вреда, чем пользы, принесут и другие новшества аттестации. Например, умение работать на компьютере. Материальное поощрение лучших учителей свели до минимума. Размер гранта повысили вдвое — до 200 тыс. рублей. А вот число победителей сократили в 10 раз. Впрочем, в столице теперь положение не лучше. В Год учителя произошел перелом, уравнявший московских педагогов с региональными. И вовсе не потому, что регионалов впустили в прежде недоступный для них столичный учительский рай. Как раз наоборот: москвичей низвергли оттуда на грешную землю.

«Ничего, что бы учителя могли реально почувствовать в свой год, к сожалению, не было, — констатировала председатель профсоюза работников народного образования Галина Меркулова. — В этом году мы все должны были показать, как мы любим и уважаем учителя. А этого не получилось. Не произошло и улучшения материального положения учителей, хотя они ждали, что им поднимут зарплаты. Регионы что-то пытались сделать: где-то ввели дополнительные льготы и награды. Но в основном смогли лишь обратить внимание на проблему учителей и сказать им слова благодарности». Хорошо, что не посмертно («Учитель, выйти из класса!»).

Политический журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе