ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ

Уже скоро российская школа получит государственный общеобразовательный стандарт. Эксперты призывают не путать стандарт с единомыслием.

В ноябре 2010 года по-сле долгих обсужде-ний и многочислен-ных поправок на рассмотрение Министерст-ва образования был передан проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Стандарт создается отдельно для начальной, средней и старшей школы. О том, нужен ли единый образовательный стандарт для всей России, как сохранить элемент творчества в учебном процессе и каким должен быть учебник XXI века, "Профилю" рассказал заслуженный учитель РФ, доктор педагогичес-ких наук, член-корреспон-дент РАО, директор московского Центра образования № 109 Евгений ЯМБУРГ.

- Евгений Александрович, скажите, зачем школе нужен образовательный стандарт? И почему сейчас потребовалось его менять?

- Главная цель стандартизации - создание единого образовательного пространства. Например, ребенок начинает учиться в Москве, потом переезжает в Рязань, а потом во Владивосток. Везде разные образовательные стандарты, и ребенка каждая школа будет учить на свой лад, что ведет в тупик. Долгое отсутствие стандартов дезориентировало школу. С одной стороны, такая ситуация давала определенную свободу, особенно в 1990-е годы. Но, с другой, хорошие школы становились еще лучше, а плохие - еще хуже. Жизнь меняется, появ-ляются совершенно новые технологии и способы обучения. Вот эти обстоятельства и повлияли на то, что, в кон-це концов, было принято решение о разработке и внедрении новых стандартов школьного образования.

- Как бы вы оценили предложения по стандартам с точки зрения учителя?

- Это тонкий вопрос. Сегодня более или менее отработаны стандарты обучения в начальной школе. В этом году мы включились в пилотный проект по освоению новых стандартов. По крайней мере в Москве эта идея прекрасно проработана как технологически, так и методически. Я присутствовал на уроках в первых классах - это восторг. Настоящий прорыв XXI века. "Ма-ма мы-ла ра-му" - это, конечно, уже позапрошлый век. Я посетил уроки знакомства с окружающим миром и развития речи. Что изменилось? Появилась возможность интеграции пред-метов, целостного подхода к развитию ребенка. На уроке технологии дети делают кукол, придумывают им костюмы, шьют их, что крайне важно для развития мелкой моторики. Потом они с помощью специального обору-дования сами снимают мульт-фильм с участием этих кукол. И озвучивают, что позволяет им слышать самих себя. С самых ранних лет школьники учатся работать с компьютерами. Все это повышает мотивацию. Детям интересно, они не устают, они видят плоды своего труда. Ребята занимаются, в том числе, исследовательской деятельностью. На одном из уроков ученики брали специальные увеличительные стекла и изучали листья деревьев, обсуждали с учителем, почему они желтеют. Потом они смотрели уже через микроскоп. Это не значит, что мы отказываемся от традиций, не учим писать и читать, - ни в коем случае! Но в новых программах нет занудства, которое снижало стремление к учебе. Но все это требует огромных финансовых затрат, дорогостояще-го оборудования. Оборудование одного класса стоит около 7 млн рублей. А в параллели их минимум три-четыре. Нам приходится на тележках перевозить ноутбуки из одного класса в другой. Но, тем не менее, процесс пошел. Чтобы внедрить стандарты, мало их прописать. Надо создать методические пособия, учебники, среду. Для начальной школы уже придуманы специальные тетради, учебники - есть ин-тегрированный учебник математики и информатики. Это дорого, но дешево ничего хо-рошего не сделаешь. По поводу основной и старшей шко-лы продолжаются споры - утвержденных стандартов по-ка нет. Но жизнь заставит, по-тому что те дети, которые сейчас учатся в первом классе по новым стандартам, через несколько лет придут в основную школу. И если этот уровень не будет поддержан, все достижения погибнут. В некоторых школах последние несколько лет независимо от наличия или отсутствия стан-дартов развивается исследо-вательская и проектная ра-бота школьников, обеспечи-вается соответствующее информационное сопровождение учебного процесса.

- Каким должен быть современный учебник?

- Учебники могут быть всякие. Слово "стандарт" имеет как положительный смысл, связанный с организацией единого образовательного пространства, так и отрицательный. Загонять всех в один стандарт очень опасно. Возьмем гуманитарные предметы - литературу, историю, мировую художественную культуру. Здесь очень большая беда: она заключается даже не в том, что "сверху" будут навязываться одни и те же учебники. Это еще и ментальность учителей. Я много езжу по регионам, слышу: "Мы запутались, дайте нам один учебник, дайте нам инструкцию, чтобы мы знали, что и как преподавать". Это большая беда. У нас был уже один неповторимый учебник истории, назывался "Краткий курс истории ВКП(б)", где подробно рассказывалось, кто прав, а кто виноват. Такие предметы, как история и литература, требуют дискуссионности. Выбирать учебник - величайшее право учителя, которое было завоевано в 1990-е годы. Здесь стандарт опасен. Еще раз говорю, что в стране, где есть сложное дифференцированное общество, нет и не может быть единого мировоззрения. Не может быть единой точки зрения у верующего и атеиста. Стандарт может только обозначить некие рамки. Ясно, что человек, оканчивающий школу, "не" с глаголом обязан писать раздельно. Он должен уметь решать уравнения второй и третьей степени. А что касается сложных явлений общественной жизни, то здесь есть опасность такой стандартизации, которая была при советской власти. А этого бы не хотелось.

- В проектах нового стандарта появились понятия "толерантность", "гражданская идентичность"… Вы считаете, это актуально для современной системы образования?

- Толерантность - вещь необходимая, но вызывающая в России отторжение. Это слово у нас почему-то перевели как "терпимость". Но в таком случае толерантность получается безразличной - "я тебя терплю, и все". Но это понятие куда более глубокое. Это умение поставить себя на место другого человека и многое другое. Толерантность не сводится к политкорректности. Тут нужен очень глубокий диалог, причем с пониманием того, что он будет упираться в очень сложные ментальные и религиозные чувства человека. Проблема идентичности очень тяжелая - и в мире, и в России. И когда развалил-ся Советский Союз, эта проблема только обострилась. Нет ответа на вопрос "Кто мы?". Россияне? В поисках ответа люди обратились к своим кор-ням, религиозным в том чис-ле. Но это породило еще боль-шие противоречия. Мы путаем духовность и клерикализм, мы путаем веру отцов и вражду отцов друг с другом. Вот пример. Школьница из региона, где сейчас проводится эксперимент по внесению в школьную программу основ православной культуры мне заявила: "Евгений Александрович, как хорошо, что мы православные, я так ненавижу католиков!" На мой вопрос, почему же она так к ним относится, девочка ответила: "Ну, как же вы не понимаете, они же молятся примадонне!" "Примадонна - это певица Алла Пугачева, - ответил я ей. - Католики молятся Мадонне, а православные - Матери Божьей. И это одно и то же". Девочка была очень удивлена. Кто-то уже отравил ей душу ненавистью, и можно представить, что творится у нее в голове. Поэтому требуется крайне тонкий диалог, высокий уровень подготовки педагогов, а его, к сожалению, нет. Прежде чем браться за во-спитание толерантности, нуж-но поднять общий уровень культуры.

- Сколько лет может пройти, прежде чем новый стандарт повсеместно вступит в силу?

- Стандарты общего образования должны вырастать из начальной школы постепенно. Для качественного их внедрения, при нормальном обеспечении, должно пройти минимум десять лет, чтобы хотя бы один раз "прокатать" систему полностью, увидеть все плюсы и минусы, исправить ошибки.

Елена МИШНЯЕВА,
руководитель центра проектов нового школьного образования издательства "Национальное образование":
"Новые учебные пособия должны реализовывать активное практикоориентированное обучение, о котором говорится в федеральном стандарте. Учебник как самодостаточное явление уходит в прошлое. На смену ему приходят многокомпонентные учебно-тренировочные комплекты, включающие в себя как учебные пособия, так и сборники заданий и методических рекомендаций. Пособия, входящие в такой комплект, тесно взаимосвязаны между собой благодаря ссылкам, примечаниям, модульной структуре представления материала. Таким образом, освоение теоретической информации органично сочетается с решением практических задач на ее основе. В дальнейшем пе-чатные учебники обязательно будут дополнены мультимедийными курсами, электронными тренажерами, возможностью онлайн-поддержки и проверки знаний. Серьезные требования предъявляются и к оформлению учебников: здесь должны обязательно учитываться психологические особенности школьников, закономерности восприятия".

ЧТО ТАКОЕ СТАНДАРТ?
Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Стандарт обозначает рамки и подразумевает дальнейшее принятие множества документов: предметных образовательных программ, методических руководств, программ подготовки педагогических кадров и так далее. Пожалуй, главное "нововведение", положенное в основу стандарта, - системно-деятельностный подход к процессу обучения. Главное для современного школьника не процесс, а результат. Для оценки результатов разработчики вводят такие термины, как "компетенция" (освоение обобщенных способов действий) и "компетентность" (достижение новых уровней развития личности). Компетентностям в новом стандарте уделяется особое внимание, разработчики нарисовали даже портрет выпускника основной школы: "любящий свой край и Отечество <…>; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа ; социально активный, уважающий закон и правопорядок ". Результаты освоения общеобразовательной программы новый стандарт делит на три большие группы: личностные, метапредметные и предметные. Предметные - это усвоение специфических для конкретной предметной области знаний и умений, понятий, терминов, методов и приемов. Метапредметные - это результаты освоения универсальных учебных действий, коммуникативные, регулятивные и познавательные навыки.

Виктор РЯБОВ,
ректор Московского городского педагогического университета, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО:
"Реализация федерального стандарта на-чального образования уже стартовала. К примеру, в этом учебном году в Москве в про-цесс включились порядка 180 школ, которые с 1 сентября приступили к работе в рамках нового стандарта. И охват будет увеличиваться, наращиваться. И это уже повлекло за собой необходимость переквалификации учителей. Все педагоги должны в обязательном порядке пройти курс переподготовки на базе аккредитованных образовательных учреждений - РАО, МИОО, МГППУ, МГПУ и других, то есть в тех высших учебных заведениях, где создана и развивается система дополнительного образования. Что касается стандартов общего образования, то его повсеместное внедрение начнется не ранее, чем через 1-2 года. За ним должен следовать стандарт старшей школы, и сейчас только приступают к обсуждению проектов и предложений по этому документу. Стандарт - это живая ткань, по мере необходимости он будет пересматриваться, уточняться. В частности, в стандарт были внесены поправки в связи с принятием закона № 83-ФЗ, согласно которому государственные (муниципальные) учреждения, в том числе и образовательные, разделены на бюджетные, автономные и казенные. Потому что отсюда вытекают и финансово-экономические условия для реализации стандарта и работы учебных заведений".

Наталья Кириллова

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе