10 явлений, которые удивили отдел науки «РР»

Туманность Андромеды, голый землекоп и стенки Вселенной

Удивление — сверхценная для человека эмоция. Как будто душа выходит из привычной спячки и поднимается откуда-то из области желудка к глазам — самолично посмотреть, что приключилось. Мы берем у ученых интервью, копаемся в научных журналах, ездим по стране и миру во многом ради того, чтобы испытывать это восхитительное чувство. В юбилейном номере сотрудники отдела науки рассказывают о тех вещах, которые за эти пять лет их удивили больше всего

Фото: JPL-Caltech/NASA;

01. Революция во внутреннем космосе

Кто удивился

Андрей Константинов, корреспондент отдела науки «РР», выпускник психологического факультета МГУ

Кто удивил

Астрономы Специальной астрофизической обсерватории РАН

Что удивило

Оказалось, на небесах все не так, как кажется

Где это было

Поселок Нижний Архыз, Карачаево-Черкесия

Если настоящий специалист в любой области знаний видит искренний интерес, он тает, расцветает и рассказывает множество удивительных вещей. Не стала исключением и последняя моя поездка — к астрономам крупнейшей в стране обсерватории САО РАН, расположенной в горах Кавказа (см. «Звездная болезнь», «РР» № 32 от 16 августа 2012 года).

В этот раз больше всего меня удивили две вещи. Во-первых, оказалось, что туманность Андромеды, соседняя галактика, отделенная от нас миллионами световых лет, занимает на ночном небе больше места, чем Солнце и Луна. Просто ее яркости не хватает, чтобы мы могли увидеть это невооруженным глазом, виден только ее небольшой яркий центр.

Еще я узнал что большая часть звезд на небе — двойные. Казалось бы, ну и что, какое мне дело? Но свою-то картину Вселенной я всегда ношу с собой. С двойными звездами мой внутренний космос начинает танцевать в другом ритме, да и гигантская невидимая туманность Андромеды уже не уйдет с моего небосклона.

02. Белочки, ускорители и соления Кандидатский минимум»


Фото: Cергей Приходько/Фотобанк Лори

Кто удивился

Григорий Тарасевич, редактор отдела науки «РР», выпускник факультета научно-технической информации РГГУ

Кто удивил

Ученые, преподаватели, студенты

Что удивило

Полноценное сообщество, в котором наука является главной ценностью

Где это было

Новосибирский Академгородок

Про то, что под Новосибирском существует некий Академгородок, я слышал еще в детстве — кажется, даже в учебнике было про это написано. Но попал я туда уже сотрудником «РР».

Представьте себе город, отделенный от всего остального мира тайгой. Основу этого города составляют два десятка научных институтов. Плюс университет — один из лучших в России. Между корпусами бегают белочки, а по тропинкам ходят физики-ядерщики в обнимку с молекулярными биологами.

Первое удивление заключается в том, что этот Академгородок благополучно пережил кризис 90-х. Здесь бодро проектируют новый ускоритель, изучают хромосомы марала и тестируют оболочку для гиперзвукового самолета.

Научная романтика 60-х, воспетая Стругацкими, никуда не делась, она лишь чуть-чуть модифицировалась. Даже знаменитый клуб «Интеграл» возродился в виде арт-клуба «НИИ КуДА». Здесь в меню предлагаются соления «Кандидатский минимум» и утка «Четвертый закон Ньютона», и каждую неделю местные ученые читают лекции для всех желающих.

«Русский репортер» не раз писал об открытиях, сделанных в Академгородке. Я даже пытался ввести мем «новосибирские биологи установили…», который конкурировал бы с избитым «британские ученые доказали…».

Я влюбился в Академгородок, влюбился настолько, что моя жена начала ревновать самым недвусмысленным образом, и успокоить я ее смог, только пообещав, что когда-нибудь, ближе к старости, мы вместе переберемся жить в этот заповедник интеллекта.

03. Стенки Вселенной


Фото: Александр Забрин/Эксперт

Кто удивился

Алексей Торгашев, корреспондент отдела науки «РР», выпускник биологического факультета МГУ

Кто удивил

Андрей Линде, космолог

Что удивило

Вселенная

Где это было

В видимой и обитаемой части нашей Вселенной

У меня несчастная любовь. С физикой. Любовь началась, когда в школе я прочел какой-то науч-поп по квантовой механике. А несчастной любовь стала тогда, когда я понял, что математических способностей у меня немного — какая ж физика без математического аппарата? Это не физика, а, как говорится, сказки. Так — как описание волшебного мира — и воспринимаю то, что мне пытаются объяснить физики.

Взять космологию. И вот очередное интервью с условным названием «Стенки Вселенной». С великим астрофизиком Андреем Линде. И он мне рассказывает, как может быть устроен край света — то место, где одна вселенная заканчивается, а другая еще не началась. Выясняется, что стенка есть, тоненькая — 10 в минус 30 степени сантиметра.

— Она либо на вас несется, как паровоз, эта тоненькая стенка, либо от вас. В обоих случаях вы ее вряд ли увидите. Потому что если она бежит от вас со скоростью света, то когда вы получите от нее какой-то сигнал, она будет очень-очень далеко. Не то чтобы вы ее не увидели совсем, но вы ее увидите не в том месте, где она сейчас. А если она бежит на вас, то она вас ударит и больше вы уже ничего не увидите, — рассказывал тогда Линде.

Впрочем, он оговорился, что сама эта модель, скорее всего, неверна. Но есть и другие: идете вы по Вселенной, а она потихонечку меняется, вплоть до полной смены всех констант и полей — скажем, в каком-то месте вдруг выяснится, что электричество невозможно.

04. Гости из будущего


Фото: Makoto Iwafuji/Corbis/Fotosa.ru

Кто удивился

Андрей Константинов

Кто удивил

Трансгуманисты

Что удивило

Оказалось, великая мечта жива и прогрессоры работают над ее воплощением

Где это было

В разных уголках Москвы и интернета

Для меня лучшее, что было в СССР, — мечта о светлом будущем, в деталях разработанная советской фантастикой. Кажется, из всех героев моих материалов больше всех меня удивили люди, которые называют себя трансгуманистами. Они стремятся построить это царство разума даже в наш темный век.

Наследники русского космизма и рахметовской мечты о сверхчеловечестве, трансгуманисты поставили своей задачей преобразование человека, победу над смертью и построение земного рая с помощью достижений науки и техники. Я сразу распознал в них своих, но года полтора назад, когда я начал задумывать материал о трансгуманизме, они казались лишь кучкой маргиналов, слишком прекрасных и безумных для этого мира. А сегодня идеи Дмитрия Ицкова о разработке бессмертных кибернетических тел обсуждают ведущие мировые издания, а в России созданы уже две политические партии — Партия продления жизни и «Эволюция 2045».

Глядя на их умение сочетать мечты с практической хваткой и научным подходом, я понимаю, что великая мечта может сбыться, какой бы безумной она ни казалась окружающим. Давайте, ребята, продолжайте меня удивлять!

05. Озеро моей мечты


Фото: AP; SPL/East News; Игорь Ткачук; Frans Lanting/Corbis/Fotosa.ru; Олег Урусов/ИТАР-ТАСС

Кто удивился

Григорий Тарасевич

Кто удивил

Российские географы, бурильщики, геофизики, гляциологи

Что удивило

Великие географические открытия могут совершаться и в наши дни

Где это было

Само событие произошло в Антарктиде, но мы, увы, следили за ним, находясь в Москве

Лет пятнадцать назад мне попалась книжка американского публициста Джона Хоргана «Конец науки». Основной пафос ее сводился к тому, что во многих областях знания общая картина уже известна, остается лишь уточнять мелкие детали. Самым логичным претендентом на «законченную» науку была география. Физическая карта уже завершена, на ней не появится новых горных хребтов, морей, архипелагов.

И тут выясняется, что подо льдом Антарктиды существует громадное озеро Восток площадью 15 тыс. кв. км (это примерно как половина Байкала). Его существование предсказал еще в 50-х годах географ Андрей Капица (кстати, брат недавно скончавшегося Сергея Капицы). Добуриться до него смогли только в начале этого года.

Сюрпризы на этом не кончаются. Возможно, в этом озере есть жизнь, которая развивалась в изоляции от всей остальной планеты на протяжении 15 млн лет. Если какую-то живность в озере обнаружат, это будет нечто совершенно непохожее ни на один из организмов, известных науке. Как сказал мне биолог, изучающий озеро, «это будет внеземная жизнь».

Не исключено, что удивления хватит даже на моих детей и внуков: до озера Восток хоть и добурились, в ближайшие десятилетия его планируют исследовать только с помощью автоматических зондов. Но ведь когда-нибудь человек туда спустится! На Луну мы ведь все-таки слетали.

06. Геологический детектив


Фото: SPL/East News

Кто удивился

Алексей Торгашев

Кто удивил

Геологи и палеонтологи

Что удивило

Расследование событий давностью в 250 млн лет

Где это было

Планета Земля, Сибирь, Москва, материк Пангея

Такой был случай. Просматривал я в прошлом году журнал Nature. Увидел статью по геологии, главными авторами которой оказались братья-близнецы Соболевы — Степан, геофизик, и Александр, геохимик. Первый сейчас в Германии работает, второй — здесь, в ГЕОХИ им. Вернадского.

Статья про то, отчего случилось великое вымирание видов 250 млн лет назад, когда поубивало 90% всей фауны. То, что наука достоверно знает о вымирании, случившемся столь давно, само по себе нетривиально. То, что она может предъявить косточки тех, кто вымер, и рассказать, как эти твари выглядели, чем питались и сколько жили, — еще интереснее. Но то, что исследовали Соболевы, вообще за гранью понимания: как возможно было все это расследовать? Оказалось, возможно: построить модель геологических процессов внутри Земли, а затем проверить по образцам пород из-под Норильска.

И тогда окажется, что миллионы лет от ядра планеты на поверхность поднимался пузырь раскаленной магмы — плюм. Когда он подошел снизу к тому примерно месту, где сейчас Норильск, магма стала выходить наверх и выделять тучи ядовитых газов. От этих газов все и умерли. Понятное дело, я здесь схематично изобразил, а Соболевы посчитали, какой был плюм, из чего состоял, на каком расстоянии от поверхности, с точностью до километров, он замедлился, как плавил и отгрызал кусочки земной коры над ним… И оказался в сухом остатке только один вариант с глубинами, датами и количеством газов. Как документальное кино посмотреть.

07. Летние школьники


Фото: Игорь Ткачук

Кто удивился

Андрей Константинов

Кто удивил

Преподаватели и студенты летней школы «Русского репортера»

Что удивило

Как из управляемого хаоса рождается идеальная школа

Где это было

Поселок Ручки Максатихинского района Тверской области

С тех пор как в начале 90-х я поселился в ДАСе, легендарном общежитии МГУ, до меня стали доходить истории о еще более легендарном месте — летней школе, в которой мои старшие товарищи навсегда сносили башню юным талантам со всей России. Среди дасовских студентов тоже было немало «школьников». Кажется, многие из них считали школу лучшим, что приключилось в их жизни. Я тоже мечтал оказаться в столь благородном сообществе, но 90-е были безжалостны к просветительским проектам, державшимся на чистом энтузиазме. Казалось, летняя школа доживает последние дни.

Прошло два десятка лет, и вот я впервые попал туда. Теперь она называется летняя школа «Русского репортера». И славится больше чем когда-либо: в этом году туда даже замминистра образования на вертолете прилетал! Удивительное дело, она выжила вопреки всему — потому что нашлись люди, для которых волшебная движуха, которую рождает настоящая школа, оказалась важнее любых обстоятельств (тут я бросаю многозначительный и удивленный взгляд на Гришу Тарасевича, нашего редактора).

И, конечно, удивила молодежь, съехавшаяся со всей страны (даже из Владивостока ребята были). Мне приходилось преподавать в МГУ и других столичных вузах, но никогда у меня не было столь умной, заинтересованной, отзывчивой аудитории — и да, девушки тоже были красивей, чем где бы то ни было.

08. Голый и вечный


Фото: Frans Lanting/Corbis/Fotosa.ru;

Кто удивился

Григорий Тарасевич

Кто удивил

Жутковатый на вид грызун из Африки

Что удивило

Способность организма не стареть

Где это было

На страницах научных журналов и в биологических лабораториях

Мне было лет шесть. Я лежал в кровати и вдруг осознал, что когда-нибудь умру. Я пытался представить себе состояния небытия — что-то такое темное и холодное.

С тех пор я поумнел и думаю о смерти редко. Но, сколько бы я ни отгонял эту неприятную мысль, физическое старение все равно о себе напоминает. Не то чтобы руки-ноги отваливаются, но спать по три часа в сутки, как в студенческие годы, уже тяжеловато. Подозреваю, что дальше будет хуже.

И мне до сих пор не дает покоя утверждение биологов о том, что старение и смерть не являются обязательной функцией живого организма. Клетки делятся, геном работает — зачем непременно эту конструкцию разрушать?! Похоже, существует какой-то специальный механизм, заставляющий тело дряхлеть и гибнуть. А значит, можно его выключить и получить вечную молодость.

Оптимизм внушает существование животных, которые не стареют на протяжении жизни. Самое известное среди них — африканский грызун голый землекоп

Этот грызун изучается во многих лабораториях. Вроде бы даже нашли биохимический механизм, позволяющий голому землекопу не болеть раком. Есть подозрение, что сходными качествами обладает российский зверек — слепушонка обыкновенная. А еще академик Скулачев все-таки выпустил капли, позволяющие организму не стареть, — правда, он их сам придумал, без помощи грызунов. Но в голого землекопа и слепушонку он тоже верит.

Я верю, что если ученые будут и дальше так усердно работать, то когда-нибудь эликсир вечной молодости у них получится. Дожить бы до этого времени…

09. О пришельцах среди нас


Фото: Олег Урусов/ИТАР-ТАСС

Кто удивился

Алексей Торгашев

Кто удивил

Инженеры и экспериментаторы

Что удивило

Работа

Где это было

Астрокосмический центр ФИАН, Байконур, орбита планеты, другие вселенные

По сильно вытянутой орбите вокруг Земли летает 10-метровая антенна из 27 углепластиковых лепестков. То приближаясь к планете на 500 км, то удаляясь до 330 тыс. км. Это космическая часть интерферометра «Радиоастрон», запущенная больше года назад. На Земле вместе с этой штукой работают крупнейшие радиотелескопы, которые смотрят одновременно в одну точку неба и исследуют звезды, галактики, черные дыры с немыслимой доселе точностью и разрешением.

Этот проект длился до запуска 25 лет. Четверть века команда инженеров из Астрокосмического центра ФИАН готовила такую прорывную вещь, несмотря на то что первоначально рассчитывали уложиться в шесть лет, несмотря на безденежье и какую-то безнадежность смутного времени. Вообще говоря, это подвиг.

Придумал его и довел до реализации академик Николай Кардашев, а самая необычная из задач формулируется так: «Найти кротовые норы — выходы из нашего пространства-времени в другие вселенные и другое время». Кардашев вместе с астрофизиком Игорем Новиковым вполне объясняют, откуда такие выходы могут взяться. Новиков при этом спокойно рассуждает о «возможности машины времени» (если выход из кротовой норы в другое время, то вот она, машина). Закон причинности ему не мешает. Говорит, никуда он не денется, этот закон, только причинно-следственные связи будут более сложные, чем мы привыкли.

Но я не про физику сейчас. Я про стойкость. Двадцать пять лет на один проект, пусть даже и вынужденно, — это серьезно. Собственно, эти инженеры и есть пришельцы из другого мира. Такое же ощущение у меня было в Дубне, когда тамошние экспериментаторы объяснили мне, что на один эксперимент обычно уходит 10–15 лет, и за жизнь можно, если повезет, поучаствовать в 3–4 проектах.

— Нужно правильно выбирать эксперименты, — объяснили мне тогда.

10. Все только начинается

Кто удивился

Григорий Тарасевич

Кто удивил

Мировая наука

Что удивило

Ощущение, что количество научных тем неисчерпаемо

Где это было

В журнале «Русский репортер»

Когда я пришел в «Русский репортер» редактором отдела науки, мне было страшновато. Каждую неделю надо выдавать большой материал, новости, колонку. За год получается несколько сотен статей и заметок. А если темы кончатся, как кислород на подводной лодке?

Прошло уже больше пяти лет. А темы все не кончаются и не кончаются. Уже пора бы устать и исписаться, а все никак не покидает ощущение, что мы только начинаем и все самое интересное еще впереди.

Только в ближайших планах у нас роботы-криминалисты, муравьи-математики, сталкивающиеся черные дыры, нейроэкономика, машина времени и много чего еще. Мы продолжаем удивляться и хотим, чтобы вы это делали вместе с нами.

Андрей Константинов, Алексей Торгашев, Григорий Тарасевич

Русский репортер

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе