Горе от ума - научно доказанный факт

Ученые выяснили, почему обезьяны никогда не страдают шизофренией.

Когда биологи Чет Шервуд и Дэниел Миллер из Гарварда сравнили развития головного мозга у людей и шимпанзе, то выяснилось: эволюция в довесок к интеллекту подарила людям психические расстройства. По словам ученых, причина кроется в специальном веществе миелине, из которого состоит электроизолирующая оболочка аксонов в нейронах мозга. Именно процесс развития миелиновой оболочки отличает мозг человека от мозга обезьяны, пишет argumentiru.com. Миелин у людей нарастает медленно – он развивается чуть быстрее в течение детства и медленнее в подростковом возрасте и период зрелости, в то время как у шимпанзе развитие миелина прекращается задолго до полового созревания.

Медленный рост миелина позволяет мозгу человека сформировать большое количество нейронных связей, что позволяет сформировать высокие когнитивные способности – способности к познанию и общению. Миелиновая оболочка способствует установлению связей между частями растущего мозга, ответственными за принятие решений и эмоциональные реакции. Но при этом, чем больше связей – тем больше вероятность сбоев, то есть формирования психоневрологических заболеваний, таких, как шизофрения, биполярное расстройство и депрессия.

КСТАТИ

Почему озарения приходят к тугодумам?

Невероятными тугодумами слыли великий физик Эйнштейн, основоположник кибернетики Норберт Винер, комик Чарли Чаплин, поэт Андрей Белый, композитор Александр Бородин. Так почему же люди, которые с виду кажутся, мягко говоря, слегка туповатыми, а при разговоре - тяжеловесными, демонстрируют чудеса интеллекта? Причем одни удивляют публику своими яркими озарениями иногда, а другие - с завидной регулярностью. Оказалось, что медленная работа мозга - признак большого ума.

К такому невероятному выводу пришел после долгих лет исследований доктор биологии Рекс Юнг из Университета Нью-Мексико в Альбукерке. Он и его коллеги обнаружили, что у людей с высоким уровнем интеллекта в затылочно-теменном отделе мозга, отвечающем за восприятие чувственной и зрительной информации, находятся высокие концентрации молекул N-ацетил аспартат (NAA). Чем больше головной мозг вырабатывает этих молекул, тем выше IQ и тем более развито творческое мышление. Но вот досадная особенность гениального ума: движение этих молекул в мозге затруднено.

Дело в том, что NAA находится в тканях серого вещества, состоящего из нервных клеток - нейронов. А связь между нейронами осуществляет белое вещество, состоящее из длинных отростков нейронов - аксонов. Так вот у большинства гениев эти отростки работают невероятно медленно и даже со сбоями. Их можно сравнить с устаревшей АТС, с большим трудом соединяющей двух абонентов.

- Эти аксоны, выполняющие роль проводов, у обычных людей обернуты толстым слоем жировой оболочки - миелином, который позволяет быстро проскакивать информации от клетки к клетке, - объясняет доктор Юнг. - А у людей с высоким интеллектом эта оболочка очень тонкая. Это делает белое вещество как будто сухим, и потому нервные импульсы в аксонах «буксуют». А поскольку белое вещество составляет примерно половину объема мозга, то гению и требуется очень много времени для рождения идеи.

Светлана КУЗИНА