Ловушка для искусственного разума

Астрономы, занятые поиском внеземных цивилизаций, предлагают изучать сигналы, которые может подавать искусственный разум.

Программа SETI ("Поиск внеземного разума") была начата в США еще в 1960 году. Ожидалось, что выловленные из космического радиошума сигналы укажут на существование внеземных цивилизаций, открывших радиоволны. В 1962 году в СССР послали первое сообщение в космос, состоявшее из слов "Мир, Ленин, СССР". Предлагалось, правда, послать универсальное для всей Вселенной число "пи", но был выбран иной вариант. Никто не ответил. Программа SETI продолжает действовать, но безрезультатно. В 1995 году был составлен проект SETI@home ("Поиск внеземного разума на дому"), согласно которому тысячи добровольцев на своих домашних компьютерах расшифровывают космические сигналы. Пока ничего не найдено, и многие ученые уже начали считать парадокс Ферми ("если обитаемых миров миллионы, то почему мы их не слышим?") не парадоксом, а грустным признанием уникальности жизни на Земле.

Однако один из энтузиастов SETI, астроном Сет Шостак, предположил, что между открытием радио и созданием искусственного интеллекта в других обитаемых мирах должно пройти совсем немного времени. На Земле, например, в 2010 году, всего через 120 лет после открытия радиосвязи, создали "цифровые механизмы" - компьютерные программы, способные эволюционировать. Многие считают, что это и есть искусственный разум.

Поскольку для распространения по Вселенной искусственному разуму потребуются вещество и энергия, Сет Шостак предлагает ориентировать телескопы SETI на неожиданные объекты - юные горячие звезды, где органическая жизнь исключена. А искусственному разуму высокая температура вблизи звезды может показаться даже комфортной.

Проект SETI финансируют не слишком охотно. Можно подумать, что д-р Шостак просто "выбивает" себе новый грант на исследования. Но на поиски внеземного разума, пожалуй, стоит потратить пару миллионов долларов - столько стоит всего-то один танк.

Пётр Образцов