Не надо молчать

Биолог Вера Мысина — о статусе науки в России и своей борьбе с коррупцией в РАН

Меня зовут Вера Мысина, и я — молодой ученый, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН. Я очень люблю тему, которой занимаюсь, — генетика популяций. 

Но сейчас я вам расскажу не о замечательных научных открытиях и не об интересных научных фактах. К сожалению, мне нужно рассказать вам о вещах, о которых ученые мужи, и в особенности те, кто стоит во главе РАН, предпочитают умалчивать.

Елена Мысина. Фото с личной страницы на сайте facebook.com/mysina.vera

В Академии наук я работаю с 2006 года, несколько лет была председателем Совета молодых ученых РАН, поэтому очень хорошо знаю ситуацию изнутри. Еще будучи главой совета, я начала открыто высказываться о тех проблемах, которые замечала, об их причинах и возможных путях решения. Уже тогда я предлагала руководству РАН заняться процессом модернизации.

Я задавала неудобные вопросы.

Например, почему от молодых ученых Академии, которым по закону положены жилищные сертификаты, скрывают информацию о том, как и кто их получает? Почему наука не развивается, хотя молодые талантливые ученые у нас есть? Мне было интересно узнать, отчего 80-летние директора некоторых вузов зачастую не владеют информацией о том, что происходит у них под боком, но зато без зазрения совести получают все возможные блага, предназначавшиеся скорее институту и сотрудникам?

Хотелось понять, почему молодежь предпочитает продавать свои таланты в Америке и Европе и совершенно не стремится работать в РАН.

Ответом на эти вопросы стала глухая стена молчания, и у меня окончательно сложилось однозначное мнение: РАН давно и накрепко погрязла в коррупции. Про реформу Академии говорят не первый год, и вы наверняка знаете, как яростно против нее возражают и выступают некоторые академики. Конечно, они организовали себе теплые места, затем пристроили туда своих родственников с друзьями, а теперь не хотят покидать эти уютные насиженные «гнезда».

Однажды я сформулировала такой образ, который мне кажется наиболее четким. РАН — это закрытая структура, где руководители ведут себя так, будто все институты — это их личная вотчина, а сотрудники — крепостные крестьяне. Что хочу, то и ворочу! Угодных привечаем, неугодных убираем — я и сама с этим столкнулась. После публичных высказываний об аферах, ведущихся в РАН, меня перестали пускать на рабочее место, лишили зарплаты и даже начали угрожать… Но сейчас я не буду говорить о себе. Я хочу рассказать о более глобальных и важных вещах.

Академики — руководители структур РАН давно не занимаются наукой; не открывают новые научные направления; не продвигают интересные начинания молодежи и уж тем более не лоббируют ее интересы, если только эта молодежь не относится к числу их собственных родственников. Вместо этого они увлечены проворачиванием хитрых схем, в результате которых земли Академии оказываются в пользовании компаний, строящих на них элитную недвижимость. При этом в карманы академиков и их приближенных складываются очень большие суммы, которых наука, соответственно, лишается.

Это самое вопиющее безобразие, ведь РАН управляет и владеет землями в центре Москвы, за которые застройщики готовы драться, они стоят бешеных денег. Коррупция в РАН разрослась, как паутина. Тянешь за одну нитку, за нее цепляется другая, третья. И заметьте, никакой тут науки — только хозяйственные вопросы. Чтобы вымести всю эту паутину, нужно как минимум включить в комнате свет… И я решила: я попытаюсь.

Узнав о конкретных фактах коррупции, я стала собирать их, проводить собственные расследования, выступать в СМИ, хотя связей у меня не так много. И самое главное: я начала активно использовать блоги и пространство интернета. В частности, я записала видеообращение, в котором заявила, что буду бороться с коррупцией в науке всеми силами и призываю всех, кто неравнодушен, подключаться. Я попросила, чтобы люди рассказывали о том, что им самим известно, ведь многие что-то знают, но не понимают, куда с этим обратиться, кому рассказать, да и просто бояться это делать. Я готова выслушивать, проверять и озвучивать вслух. В конце видеообращения я сообщила свой электронный адрес и попросила писать туда.

Тогда я даже представить не могла, каким будет отклик на это обращение. Мне стали приходить письма со словами поддержки; некоторые рассказывали о том, как приходится давать взятки чиновникам или должностным лицам. И, конечно, мне прислали письма о том, о чем я говорила: о фактах коррупции в РАН и ее структурах, которых великое множество. Всё это лишний раз подтвердило мои догадки: наша Академия насквозь прогнила и превратилась в застоялое и затхлое болотце.

Благодаря присланным сообщениям я уже подготовила два масштабных расследования о «деятельности» отдельных руководящих личностей и опубликовала их в своем ЖЖ. Один материал касается академика Константина Александровича Солнцева, он заместитель президента Академии, управляющий делами РАН, то есть фактически «завхоз». Это с его именем связаны многочисленные скандалы вокруг недвижимости РАН. А второй материал рассказывает о настоящем клане, «семейном подряде» Жуковых — академике Василии Жукове, почетном президенте РГСУ, его жене Галине, дочери Лидии и многих других родственниках, не имеющих никакого отношения к науке, но занимающих высокие научные посты. Это настоящая рановская мафия. Подробно об этом советую прочесть в моем ЖЖ.

И это только начало. Я буду продолжать копать эту тему и рассказывать о том, во что, к сожалению, превратилась наша Академия наук, а точнее — во что превратили Академию ее руководители-расхитители.

Вы скажете — зачем мне всё это? Ведь у меня есть определенные научные интересы и я могла бы просто заниматься своими изысканиями, не обращая внимания на всё, что не касается науки напрямую. Но увы: отгородиться от проблем Академии никак не получается, и главное — я не хочу отгораживаться. Сколько можно!

Я хочу сделать всё, что от меня зависит, чтобы нормализовать ситуацию в российской науке. И призываю всех: не надо молчать, надо говорить вслух о беззакониях, с которыми вам приходится сталкиваться. Только так, все вместе, мы сможем сделать нашу жизнь лучше.

Вера Мысина

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе