Органы продвижения

Достижения медицины 2010 года поражают простотой найденных решений

Авторитетные международные медицинские журналы еще не опубликовали традиционные рейтинги достижений года. Они, как правило, появляются в первые дни следующего года, а до этого момента проходят тщательную экспертизу авторитетных ученых и врачей. Но вспомнить медицинские события, которые произвели большое впечатление на людей обычных, можно и без участия экспертов.

Конечно, пальму первенства достижений современной медицины уже который год держат работы, связанные с клеточными технологиями и, в частности, со стволовыми клетками. В этой области идет так много исследований, что открытия происходят с частотой смены погоды. Но в этом году было обнародовано несколько работ, которые впечатлили не столько сложностью, сколько простотой найденного решения.

Нейроны из кожи

Ученые из США сумели превратить клетки кожи человека в нейроны, то есть в нервные клетки. Их пытаются использовать в лечении различных болезней, в том числе и нейродегенеративных типа болезней Альцгеймера или Паркинсона. Клетки кожи тут особенно привлекательны, так как они иммунно нейтральны, то есть не вызывают реакции отторжения при пересадках. До сих пор для их получения проводили сложную процедуру трансформации клеток кожи в стволовые, а затем - их обратную "перекройку" в зрелые нервные клетки. Однако при этом всегда был риск того, что какие-то из стволовых клеток могут в дальнейшем превратиться в раковые. Поэтому ученые и пытались избавиться от промежуточного варианта. И это удалось.

Диагностика апноэ

Неожиданно простой вариант диагностики апноэ (остановки дыхания во сне) предложили ученые из Техасского университета. Апноэ страдают не только тучные храпящие мужчины и женщины. Оно порой бывает даже у детей.

А опасно тем, что может вызвать и смерть во сне, и такие тяжелые осложнения, как инсульт,
инфаркт или повреждение коры головного мозга от длительной нехватки кислорода. Но поставить такой диагноз можно лишь в стационаре - для этого пациента обвешивают множеством датчиков и подключают к специальной аппаратуре. Но попробуйте уснуть, когда вас опутывают провода и сдвинуть датчики на теле нельзя.

Несколько лет назад ученые из Канады предложили диагностировать прерывание дыхания во сне с помощью инфракрасных камер, которые на расстоянии могут замерять температуру воздуха возле лица спящего. Когда дыхание прерывается, она, естественно, снижается на доли градуса. Но способ оказался не универсальным - человек во сне может отвернуться от камеры и даже уткнуться лицом в подушку. Теперь американцы выяснили, что при апноэ у человека изменяется состав мочи. По ее утреннему анализу, а точнее, по количеству в ней четырех конкретных белков, которые отражают уровень кислорода в организме человека, можно установить, прерывалось ли нормальное дыхание. Точность анализа достигает 100%.

Пилюли для мужчин

Большой интерес вызвали сообщения о создании противозачаточных пилюль для мужчин сразу в двух странах - Австралии и Израиле. Они различны по составу, но действуют примерно так же, как и известные женские, - предохраняют от нежелательной беременности, но не влияют на репродуктивную функцию. До сих пор мужчинам предлагали лишь хирургические методики или презерватив.

"Антибеби-пилюли" для мужчин проходят завершающую стадию клинических испытаний и скоро поступят в аптеки. Вопрос только в том, захотят ли мужчины пользоваться ими.

Смена лица

Сенсацией стала проведенная в завершающемся году в Испании полная пересадка лица. Мужчине, потерявшему лицо от прямого огнестрельного ранения, ее выполняла бригада из 30 врачей в течение 20 часов. В результате он получил совершенно новое лицо от линии роста волос до подбородка, но от операции остался лишь один шрам - на шее. Эта трансплантация лица стала десятой и самой объемной в мире после первой пересадки в 2005 году, выполненной во Франции женщине, которую искусала собака.

Контейнер жизни

Несомненно, впечатляющее событие - создание высокотехнологичного контейнера для перевозки донорских органов, который полностью имитирует условия человеческого тела: температуру, кровоток, поступление кислорода и питательных веществ. Этот контейнер, который по сути является сложным прибором и оснащен самой современной электроникой, позволит удлинить время сохранности органов и сделать возможным их доставку на дальние расстояния. Сейчас органы для этих целей охлаждают, но сроки их сохранности и соответственно пригодности для пересадки невелики.

Удар по меланоме

Еще более вдохновляющим стал успех израильских онкологов, которые в этом году создали новый метод лечения смертельно опасной меланомы - одного из видов рака кожи. Пациентам, которым, по оценкам врачей, оставалось жить не больше полугода, они удаляли один из метастазов, из него выделяли иммунные клетки-лимфоциты, которые организм создает для борьбы с раком. Затем клонировали их в лаборатории, увеличивая их количество в тысячу раз, и вводили больным. В результате из 29 пациентов прожили уже более двух лет 15, у троих из них рак излечился полностью.

Татьяна Батенёва