Сенсация: Мужчину превращает в женщину всего один ген

Выключение всего одного гена в мужских половых железах приводит к превращению их в женские

Есть греческий миф о прорицателе Тиресии из Фив, который некогда наткнулся на спаривающихся змей и зачем-то ударил самку, после чего семь лет проходил по земле в женском обличье. Как уверяют исследователи из Университета Миннесоты, участь Тиресия может угрожать любому мужчине.

Со школьной скамьи все мы знаем, что у млекопитающих пол определяется комбинацией половых хромосом. Если у зародыша половой набор в виде ХХ, то будет девочка, если ХУ — мальчик. Но, как оказалось, это не единовременное решение, принимаемое на ранних стадиях развития эмбриона. У человека существуют специальные гены, которые в течение всей жизни работают над поддержанием пола. В статье, опубликованной в журнале Nature, как раз и идёт речь о гене Dmrt1, который, грубо говоря, защищает мужчину от превращения в женщину.

На клеточно-молекулярном уровне это означает вот что: в половых железах человека есть специальные группы клеток, которые определяют судьбу предшественников половых клеток, то есть — превратиться им в сперматозоиды или же в яйцеклетки. У мужчин эти управляющие называются клетками Сертоли, у женщин — гранулёзными клетками. Судьба самих клеток Сертоли и гранулёзных клеток определяется двумя генами: Dmrt1 и Foxl2. Исследователям удалось генетическим путём выключить у мыши ген Dmrt1 в клетках Сертоли, и в результате они стали женскими гранулёзными клетками. Более того, в мужских семенниках начали образовываться клетки, выделяющие эстроген.

Все эти драматические превращения, впрочем, не приводили к каким-то изменениям во внешних признаках животных, так что говорить о полном превращении мужчины в женщину, возможно, было бы преувеличением.

Ген Dmrt1 служит противовесом для другого гена — Foxl2, который отвечает за «феминизацию» половых желёз. Соответственно, при выключенном Dmrt1 второй из пары просто вырывается на свободу. Когда эмбрион ещё только начинает своё развитие, Dmrt1 вырывается вперёд и перехватывает инициативу у Foxl2 — так получается мальчик. И наоборот: другими исследователями было показано, что выключение Foxl2 приводит к превращению гранулёзных женских клеток в клетки Сертоли.

Такая система половой регуляции существует у всех позвоночных. Но до этого никто и предположить не мог, что пол — это не данность, раз установившаяся и сохраняющаяся до самой смерти, и что его необходимо поддерживать в течение всей жизни. Стоит только представить на минуту, что станет с мужским населением Земли, если какой-нибудь токсин начнёт избирательно выключать ген Dmrt1.

источник: Компьюлента