Убитые дважды

В деле об уничтожении динозавров обнаружен украинский след

Динозавров, которые внезапно исчезли с лица Земли 65 млн. лет назад, убил не один гигантский астероид, как до сих пор считалось, а как минимум два, причем второй упал на территорию нынешней Украины.

Болтышский кратер, где упал этот астероид, был обнаружен еще в 2002 году неподалеку от Кировограда. Размеры кратера (24 км в диаметре) внушали уважение, им довольно быстро заинтересовались ученые из Абердинского университета в Англии и Открытого университета в Австрии. При содействии Института геологических наук Национальной академии наук Украины (ГИН НАН) пробурили в этом месте дыру – «взяли керн», как это у них называется.

Керн был нужен для того, чтобы определить время падения астероида. Дело в том, что после подобной катастрофы все живое в ее окрестностях гибнет и первыми оживают папоротники. Причем они разрастаются настолько бурно, что их споры оставляют после себя очень заметный след, называемый «папоротниковым пиком». Изучая полученный керн, ученые к своему удивлению обнаружили два таких пика, два папоротниковых слоя в метре друг над другом.

Возраст слоев был оценен в 65 млн. лет, а возникли они с разницей в 2–5 тыс. лет, то есть практически одновременно. Один из этих слоев, считают ученые, есть следствие падения того самого знаменитого Чикскулубского астероида, который 65 млн. лет назад упал в район Мексиканского залива и поставил точку в истории динозавров, а второй приписывают болтышскому удару, и теперь становится ясно, что вместо точки в этой истории имело место быть многоточие.

Строго говоря, доподлинно неизвестно, какую роль сыграл Чикскулубский астероид в уничтожении динозавров, но это если говорить совсем строго. Гипотеза о том, что их убил камень с неба, появилась еще в 1980 году, и вначале она вызвала множество возражений. Однако после того, как был найден Чикскулубский кратер, споры почти утихли. Продолжаются они и сегодня, но далеко не так активно и как бы по инерции, потому что большинство исследователей уверены – убийца он, мексиканский астероид! Сейчас выясняется, что не единственный.

Доктор геологических наук Евгений Гуров из ГИН НАН, один из участников этого исследования, в разговоре с корреспондентом «НГ» подчеркнул, что главным убийцей в этом «уголовном деле» остается мексиканский астероид. Но вместе со своими коллегами из Англии и Австрии он не исключает, что ударов было не два, а больше, что на Землю в те времена обрушился настоящий астероидный град.

«Болтышский астероид, – пояснил Евгений Гуров, – имел примерно полтора-два километра в поперечнике. Он был раз в десять мельче того, что упал в Мексике, и соответственно по силе удара составлял от него всего 1–2%. Сейчас трудно сказать, кто из них упал первым, – над этим очень активно работают и в Англии, и в Австрии, но вообще-то в таких одновременных метеорных бомбардировках, в таких «сгущениях» нет ничего необычного. Они происходили и 37, и 450 миллионов лет назад и так далее. Другое дело, что на сегодня совершенно неясно, откуда берутся эти сгущения. То ли это кометный дождь, то ли астероидный, то ли еще что-то. Есть гипотеза о том, что Болтышский астероид – это осколок Чикскулубского. Изучая состав керна, мои европейские коллеги пытаются выяснить, то ли это куски одного небесного тела, то ли это просто были события, близкие по возрасту».

Так или иначе, но чем дальше в лес, тем круче астероидная опасность. Получается, что время от времени, причем абсолютно нерегулярно, нашу планету посещает каменный ад, и нам очень повезло, что это сомнительное удовольствие нам испытывать не придется. А больше всех, вслед за Мексикой, в этом смысле повезло Украине – ведь известно, что в одну воронку бомба дважды не падает.

Владимир Покровский