«А кому они были нужны в КГБ?»: Алексей Вишня прокомментировал заявление БГ, что советских рокеров заставляли доносить на своих же коллег

По словам музыканта, это могло коснуться лишь некоторых, и никогда не было предметом для разговоров.
Коллаж: Daily Storm


Певец и звукорежиссер Алексей Вишня, который записывал альбомы Александра Башлачева и «Кино», оценил высказывание Бориса Гребенщикова, что многие советские рокеры частенько вызывались в КГБ, где их просили доносить на своих же коллег. «И все как дураки боялись, всех вытаскивали на разговоры. И все об этом молчали», – рассказал артист в интервью каналу «Зыгарь». Происходило ли такое на самом деле? Кого из артистов приглашали на подобную беседу? И насколько это было распространено? 


– Алексей Федорович, а что, это действительно так и было? Музыкантов приглашали прийти на разговор? И случалось ли такое лично с вами?   

– Нет, со мной такого не случалось. И никто из рок-музыкантов мне никогда не говорил о том, что он был в КГБ. Потому что сами понимаете: если ты там побывал, нет гарантии, что ты не был завербован.

Гребенщиков так просто об этом говорит! А вот музыканты! Но из истории мы знаем лишь о единицах, которые были вызваны в особый отдел и не стали с ним сотрудничать. Ведь в советские времена за такое полагались очень серьезные санкции.

И вы верите, что все отказывались это делать?!

Поэтому это никогда не было предметом гордости. Но такие слухи действительно ходили. Хотя, как мне кажется, большинство из них распространялось про себя самими людьми. Ну кому был интересен этот рок? Кому интересно это движение – с точки зрения государства?


Алексей Вишня
Фото: ВКонтакте / Алексей Вишня


 – Вы сказали, что с вами такого не было. Как вы думаете, почему, ведь вам доводилось работать с самыми известными музыкантами своего времени?

– Скорее всего потому что у моего отца была очень ответственная государственная работа. Ну не государственная... Он служил. И это была служба с серьезными допусками. Поэтому когда я в 18 лет пошел работать, мне его немедленно дали. Но чтобы вызывать в КГБ!

Хотя меня могли. Потому что я считаю, что я был центровым – все ходили ко мне на запись! – и я совершенно точно знаю, что среди этих людей был один стукач. Этот человек докладывал в органы, что у меня все в порядке.

– Его имя на слуху?  

– Нет, не на слуху, и я бы не хотел, чтобы оно произносилось. Вдруг он до сих пор работает. Зачем его раскрывать?

Знаю, что вызывали Майка (Науменко – примеч. Daily Storm). Майка и Гребенщикова!


Борис Гребенщиков, 1992
Фото: Global Look Press / Юрий Пилипенко


Кстати, Гребенщикова могли вызывать и после 84 года в связи с тем, что у него имелись обширные иностранные связи. И он, и Курехин всегда были завсегдатаями консульств – и понятно, какие вопросы им задавались.

– Что они там делают?..

– Почему они шастают по консульствам? Почему Курехин ездит по заграницам? К тому же они и сами вели такой образ жизни, который не мог не интересовать КГБ, когда Советский Союз был уже на грани развала.


Сергей Курехин
Фото: Global Look Press / Юрий Пилипенко


 А если вы хотите простого ответа... – ну как их могли просить доносить на собственных музыкантов и на членов рок-клуба, да и о чем доносить? Что такого делали их коллеги, что о них можно было что-то рассказать? Пили водку, как все музыканты? Как все русские мужики?!

Единственное, к чему можно было придраться – они не работали. Поэтому их преследовали за тунеядство. Вот и все!


Автор
Яна БОБЫЛКИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе