Алексей АЛЕКСЕЕВ: У каждого должна быть жесткая мера ответственности

– Алексей Васильевич, с нашей первой встречи в 2009 году немало воды утекло. Какова, на ваш взгляд, сейчас политическая и социальная обстановка в области в целом – спокойная, неспокойная?

– Нормальная ситуация, и экономическая, и политическая, и правовая. Я присутствовал на заседании областной думы, где был заслушан отчет губернатора о работе правительства за 2011 год. Там неоднократно звучало, что по той методике, по которой оценивают глав регионов, Ярославская область свои позиции не только упрочила, но и поднялась на более высокий уровень по сравнению с 2010 годом. По ряду показателей мы в первой десятке, в первой двадцатке субъектов Российской Федерации. С точки зрения социально­-экономической ситуации область сейчас на подъеме.


Что касается выборов глав муниципальных образований, которые недавно прошли в области, то в истории России были периоды, когда народ выражал свое волеизъявление и добивался желаемых результатов не на митингах, не путем революций, а именно выборным путем. Жители ряда муниципальных образований сделали свой выбор в пользу глав, которые строили свою предвыборную борьбу на резкой критике действующей областной и муниципальной власти.

Но мы все должны понимать, что в муниципалитетах политики нет и не может быть. Руководители органов местного самоуправления – это хозяева, которые должны заниматься дорогами, «коммуналкой», социальными вопросами. Справятся с этими проблемами – молодцы, нет – народ, который их избрал, потом с них и спросит. Прокуратура прекрасно понимает, что все ветви власти должны «плыть в одной лодке».

– Нередко граждане, устав обращаться в поисках справедливости в разные инстанции, последнюю надежду видят в прокуратуре. На что люди жалуются чаще всего?

– Наверное, на то же, на что и ваши читатели, подписчики. Это в первую очередь проблемы, связанные с ЖКХ, примерно 30 процентов всех жалоб. Ситуации могут быть разные – и действия управляющих компаний, и вопросы тарифной политики, злоупотребления в ходе ремонтов, и так далее и тому подобное. Вопросов много и жалоб тоже.

Недавно разбирали на коллегии областной прокуратуры ситуацию с расселением аварийного жилья. В Ярославской области по сравнению с рядом регионов положение не критичное. Но даже если один аварийный дом рухнет, встанет вопрос об ответственности прежде всего главы муниципального образования. Именно он должен принять все необходимые меры к финансированию приобретения нового жилья и фактическому расселению аварийных жилых домов.

К сожалению, на протяжении ряда последних лет темпы переселения были крайне низкими. Если сейчас не принять серьезных дополнительных финансовых мер, ком не расселенного аварийного жилья будет расти в геометрической прогрессии, и может быть пройдена «точка невозврата». Дороги, конечно, ремонтировать тоже актуально, но людей выводить из зданий, которые грозят обрушением, не менее важно. И прокуроры получили на коллегии жесткую установку: применять весь комплекс мер реагирования на выявляемые нарушения.


– По поводу незаконных увольнений тоже поступают жалобы? Ведь далеко не все граждане умеют правильно защищаться и грамотно вести себя в подобных ситуациях.

– Поймите, просто так человека уволить нельзя, должны быть веские основания для этого. Конечно, работодатель может при желании создавать серьезные проблемы своим подчиненным. Все несправедливые действия, которые работодатель осуществляет в отношении своего работника, нужно фиксировать. Определенными методами, давлением человека могут довести до того, что он в сердцах швырнет на стол заявление об увольнении. Но работник должен доказать, что руководитель длительное время на него воздействовал. Если же, на взгляд работника, незаконное решение состоялось, обращаться к нам, в прокуратуру, в суд.

Исходя из моего опыта работы на руководящих должностях могу заметить, что существуют разные способы управления. Придя в новый коллектив, руководитель может попытаться сразу же избавиться от ненужных или неугодных звеньев – «зачистить площадку под себя». А может сначала посмотреть, кто как работает, как исполняет свои служебные обязанности, дать четкую оценку каждому сотруднику, а уже потом принимать решение.


– Алексей Васильевич, а что это за дело Ковалева, о котором протрубили СМИ, причем не столько региональные, сколько федеральные?

– Ситуация проста. В начале апреля руководителем областного следственного управления Следственного комитета было возбуждено уголовное дело в отношении двух лиц. Один из них – гражданское лицо, находящееся сейчас под стражей, второй – заместитель прокурора по надзору за исправительными учреждениями (специализированная, на правах районной, прокуратура) Ковалев. В официальном сообщении Следственного комитета РФ допущена ошибка.

После возбуждения уголовного дела я отстранил Ковалева от должности, он больше не исполнял свои должностные обязанности, не обладал никакими полномочиями. Если есть подозрения в отношении прокурорского работника, эти подозрения должны опровергаться или подтверждаться, в том числе и следственным путем. Мы параллельно со следственным управлением проводим свою служебную проверку действий Ковалева.

Однако без согласования с прокуратурой 24 апреля следователем следственного управления Ковалеву было предъявлено обвинение, и суд вынес решение об избрании ему меры пресечения – заключение под стражу. Это незаконно и необоснованно, так как человеку предъявлено обвинение в том, что не доказано.

Прокуратура резко отреагировала на данную ситуацию. Но я должен со всей ответственностью заявить, что это не отстаивание чести мундира, а реакция на незаконные и необоснованные процессуальные решения по уголовному делу. У нас редки ситуации, когда следственные органы вопреки мнению прокурора настаивают на заключении лиц под стражу. Как правило, позиция согласовывается.

Также хотелось бы отметить, что по непонятной причине до ярославских СМИ информацию по делу Ковалева областное следственное управление не доводило, а направляло в Следственный комитет России, откуда ежедневно поступала информация в федеральные СМИ, и вся Россия об этом читала.


– То, что сейчас между областной прокуратурой и следственным управлением «кошка пробежала», продолжение отношений между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом, или это просто повышенный интерес к Ярославской области?

– Это не продолжение и никакой не повышенный интерес. В 2010 – 2011 годах СУ СК по Ярославской области неоднократно обращалось за поддержкой к своему руководству, чтобы некоторые наши решения отменить. По ряду позиций Следственный комитет России не поддержал областное управление, а по ряду позиций Генпрокуратура РФ становилась на нашу точку зрения. То есть процедура обжалования через Москву результатов для Ярославского следственного управления не дала. То, что происходит сейчас, никому не нужно, это дезорганизует нормальные отношения в сфере уголовного преследования.

У меня складывается ощущение, что в следственном управлении Ярославской области все это предпринято с целью заставить прокуратуру изменить свою жесткую позицию по отношению к нарушениям, допускаемым следователями. С каждым месяцем растет количество жалоб в сфере уголовного судопроизводства: на действия следователей, на их непрофессионализм, на их предвзятость, односторонность, недостаточную квалификацию, волокиту. Это относится не только к следователям Следственного комитета, но и к следователям полиции. Но к следователям СУ СК по Ярославской области требования повышенные в силу прежде всего расследования ими наиболее общественно значимых уголовных дел. А эти уголовные дела, кроме того что длительно расследуются, еще и с браком представляются прокурору для утверждения обвинительного заключения. В первом квартале 2012 года количество «бракованных» уголовных дел выросло в 3 раза. Прокуроры стали жестче реагировать. И, видимо, это не нравится руководителям следствия.


– Почему вы не рассказываете об этих проблемах журналистам?

– Когда журналисты начинают ежедневно говорить, что у нас все плохо, что все полицейские – садисты, все прокурорские – взяточники и «крышеватели», когда эта лавина прорывается, остановить ее уже нельзя. Есть тысячи и тысячи честных сотрудников полиции, тысячи честных прокуроров. Мы чистоту своих рядов всегда блюдем. В августе будет четыре года, как я прокурор Ярославской области. И за это время у нас было очень небольшое количество прокурорских работников, которые запятнали честь прокурорского мундира. Они уволены. Без какого­-либо ажиотажа.

Хотелось бы сказать еще об одном. Россия на протяжении последних лет не поднимается со 140 – 150­х мест в мире по уровню восприятия коррупции. Отчасти это нижайшее место формируется под влиянием СМИ. Нигде больше в мире СМИ так активно не разоблачают коррупционеров, как в России. В газетах практически на каждой странице по взяточнику. Рейтинги же международного антикоррупционного агентства Transparency International основаны в том числе и на публикациях о коррупционерах в СМИ, и на восприятии этих публикаций населением.

Как же бороться с этим злом, спросите вы? Я отвечу: последовательно, целенаправленно и без чрезмерной публичной огласки. Запятнавший себя чиновник должен быть уволен и никогда вновь не трудоустроен на государственную или муниципальную службу. Совершивший уголовно наказуемое деяние чиновник должен понести неотвратимое суровое, но справедливое наказание и навсегда лишиться права быть на государственной или муниципальной службе. А в общественном сознании наших граждан должна утвердиться одна мысль: давать взятки и пользоваться протекцией чиновников – преступно. Когда это произойдет, мы уйдем с уровня коррупции Папуа Новой Гвинеи.


– Прокуратура Некрасовского района обратилась к местным депутатам с просьбой об отставке главы Некрасовского района, аргументировав свое решение тем, что в течение 4 лет глава не выполняет требование судебных органов по расчету с подрядной организацией, проводившей работы по газификации района. Можно снять с поста главу муниципального органа, избранного народом?

– Главу муниципального образования можно отрешить от должности и можно удалить в отставку. Процедуры зафиксированы в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Правовой акт об отрешении главы принимает высшее должностное лицо субъекта РФ (губернатор). Основаниями отрешения являются издание главой муниципального образования своих нормативных актов, противоречащих Конституции, законам РФ, законам субъекта, либо влекущих нарушения прав и свобод человека и гражданина, национальной безопасности, единства правового и экономического пространства. Причем это должно быть установлено решением суда и если глава муниципального образования на протяжении двух месяцев не предпринимает действий по отмене своих решений.

Решение об удалении главы в отставку принимает представительный орган муниципалитета (дума, собрание) по инициативе депутатов либо губернатора. Основаниями для удаления в отставку могут служить решения и действия главы, которые привели к тому, что муниципалитет не может исполнять свои обязанности, прежде всего финансовые. Это неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения. К этому относятся ситуации, если глава в течение указанного времени не может обеспечить население теплом, водой или другими ресурсами, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Также удалить в отставку можно в случае, если 2 года подряд муниципальное собрание дает неудовлетворительную оценку работе главы.

Прокурор не имеет права отрешить и удалить в отставку главу муниципального образования. Но прокуратура обязана проинформировать депутатов о допущенных главой нарушениях и предложить им вариант инициирования процедуры удаления главы в отставку. Депутаты же сами должны принять решение.


– Надо ужесточить контроль?

– Я не за то, чтобы усиливать контролирующие органы. У нас должна быть жесткая мера ответственности за допущенные нарушения. К сожалению, в нашем законодательстве много узких мест. Запретили контролирующим органам проводить внеплановые проверки, чтобы «не трясти предпринимателей». Что мы получили? Такого, что сейчас творится в наших торговых точках, десять лет назад не было. Контрафактная продукция, «левое» спиртное, просроченное продовольствие.

Ситуация на дорогах. В прошлом году было выявлено около 7 тысяч пьяных водителей за рулем. И 30 – 40 процентов этих водителей уже были лишены права управлять транспортным средством. А они все продолжали ездить и опять в нетрезвом виде. Лишать надо не только права на вождение, но и транспортного средства. Вы можете сказать, что человек может управлять чужой машиной. Да, но владелец машины должен понимать, кому доверяет свою дорогую вещь. Пьянице и лишенцу прав.


– Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу интернет-­СМИ. Они вроде и к СМИ не относятся, к ним санкций не применишь. С другой стороны, они посещаемы и популярны, но там столько грязи выливается...

– Интернет-­пространство мы тоже отслеживаем. В ряде регионов очень активно работают по закрытию тех или иных сайтов, их по России закрыто, точно не скажу сколько, но, наверное, десятки. Мы тоже этим занимаемся. Прокуратура Кировского района уже направила в суды иски о закрытии сайтов, где есть реклама наркотиков. Но речь пока идет только о тех сайтах, которые грубо нарушают законодательство. Сайты, на которых обливают грязью тех или иных лиц, прежде всего нарушают права и интересы конкретных людей.

Ярославль нуждается в серьезном интернет­-портале. В Туле есть информационный интернет-­портал «Тульские пряники», он оппозиционный, но до грязи и бредятины там не опускаются, там высказываются серьезные размышления, представлены оппозиционные точки зрения.

Необходимо заявить, что прокуратура не занимается надзором за исполнением гражданами законодательства. Мы – «контролеры контролеров». Мы проверяем, как органы власти, правоохранительные, контролирующие органы соблюдают законы и защищают интересы граждан, общества и государства. Иногда прокуратура вынуждена вмешиваться и исполнять работу указанных поднадзорных органов. Но эти случаи имеют строгое обоснование и носят, как правило, временный характер.

Ирина КОПЕНКИНА

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе