Алексей БУШУЕВ: «Власти нужен тонкий механизм настройки»

Заместитель губернатора рассказывает о новых методах организации административной системы

Наша газета не раз обращалась к теме внедрения на ярославских предприятиях элементов системы бережливого производства (технологии Лин), позволяющей избавиться от многочисленных потерь времени и ресурсов. Она настолько универсальна, что с успехом применяется во всем мире в работе не только производственников, но и организаций торговли, банков, медицинских учреждений. Мало кто знает, что к мировому опыту борьбы с издержками начали приобщаться и в правительстве Ярославской области. Инициатором перемен стал заместитель губернатора региона Алексей Бушуев, имеющий опыт внедрения Лин на одном из промышленных предприятий города. Сегодня мы попросили его рассказать о том, как это происходит на административно-государственном уровне, и к чему должно привести. 

– Алексей Владимирович, на производстве выгоды от Лин измеримы, поэтому рано или поздно процесс принимается всеми. Что нужно для его успешного внедрения в правительстве?


– Главный принцип Лин связан с пониманием ценности для потребителя и устранением потерь в процессе ее создания. Поймите, чего хочет ваш потребитель, и сделайте это быстро и с наименьшими потерями. 

В чем гуманистическая сила Лин-технологии? Она обращена не только к потребителю, но и к исполнителям. У нас ведь конечен лимит времени, отпущенный для жизни, вопрос в том, на что и как мы его тратим. С пользой или бессмысленно проводя на заседаниях, перекладывая бумаги? Если человек уважает себя и не хочет бросать время и силы на ветер, значит, он уважает и своих потребителей, и людей вокруг. Но у нас во многих организациях (не только в органах власти) доминирует философия: я отбыл, отслужил до такого-то времени и свободен.

А измерить весь объем реальных и потенциальных выгод от внедрения Лин сложно даже на производстве – там нужно менять учет. Наш бухучет служит преимущественно фискальным интересам государства, предприятия получают от него мало реальной управленческой пользы. У нас есть своеобразная презумпция виновности бизнесмена и предприятия. На систему защиты нужны большой штат бухгалтеров и немалые средства, которые мы, как потребители, оплачиваем, потому что они идут в себестоимость продукции. С точки зрения Лин-методологии это потери, потому что не добавляют ценности потребителю.

– Какие аналоги производственным потерям есть в работе правительства?

– Потери времени прежде всего. Например, на совещания, на которых из-за отсутствия пунктуальности и неэффективной подготовки время потрачено, а решение не найдено. Много потерь связано с прохождением бумаг: рассмотрение проектов решений может растягиваться на долгое время. Что такое бумага, с точки зрения Лин? Это излишние запасы, от которых надо избавляться. Когда пачки документов лежат, и никакого хода нет, останавливаются и другие виды работ, которые зависят от этих бумаг. 

Есть потери, связанные с поиском информации. Не всем и не всегда известно, где что лежит, собраны ли нужные сведения, актуальны ли они или следует написать еще один запрос. А нужна ли нам вообще эта информация для принятия решения? А, может, она уже собрана? 

Мы сейчас создаем единую систему информационно-аналитического обеспечения для того, чтобы информация была один раз занесена и оставалась в архиве, и ее можно было найти по запросу. 

– Есть противоречия между Лин и административными регламентами?

– Нет, Лин как способ организации работы, взаимодействия с потребителями только помогает усовершенствовать регламенты. К примеру, возьмем такой сервис, как оказание госуслуг. Он у нас, к сожалению, пока очень недружелюбный. Зайдите на любой сайт госуслуг, откройте регламенты и попытайтесь в них разобраться. Даже чиновнику это сложно сделать. Мы ставим задачу сделать интуитивно понятные, графически представленные регламенты, чтобы человек мог легко в них сориентироваться, понять, кто, что и когда должен сделать. Если это получится, мы улучшим сервис и уменьшим нагрузку на чиновников. 

– Принятие человеком подхода Лин зависит от прошлого опыта работы?

– Да. Если человек долгое время работал в организационной структуре, где не поощряется инициатива, где самое главное – отчитаться, не попасться, где наказывают за ошибки (а любое инновационное решение не может обходиться без ошибок), ему сложнее принять новую организационную культуру. Когда речь идет о модернизации, отмечают технологии, научные исследования. Но ведь вопрос организации труда и бизнеса не менее важный. 

Реформа госслужбы предполагает освоение новых технологий кадровой работы, управления. Нужно наполнять эти понятия содержанием, создавать стимулы.

– В бизнесе понятен стимул сотрудников – конкуренция, а что может заставить их быть активными во власти?

– Лин требует описания потока создания ценности и формирования команды управления этим потоком. Тогда человек перестает себя чувствовать дезориентированным винтиком. На промышленных предприятиях этого достаточно непросто достичь, а во власти еще сложнее. Там есть угроза банкротства, увольнения, снижения зарплаты, а здесь вроде и существует защищенность, потому что есть бюджет, налогоплательщик. На самом деле это не так, потому что от эффективности работы чиновников зависят наполняемость бюджета, отношение людей к власти.

– Которое положительным в целом не назовешь.

– Во многом власть заслужила это бюрократическими барьерами. У нас в стране не раз менялось политическое руководство, но это не улучшало отношение к бюрократии. Нужен более тонкий механизм настройки, его нельзя изменить только политическими лозунгами, нужна последовательная системная работа внутри органа власти. Сокращение или слияние тех или иных структур не решает коренным образом проблему, не меняет отношение людей к работе.

– Чем объяснить всплывающие на разных уровнях власти факты неисполнения личных поручений, даже законов? 

– Когда не выполняется много поручений, дело явно не в персональной расхлябанности, нужно проанализировать и выявить причины. Например, философия Закона «О госзакупках» правильная – нужно их сделать прозрачными, чтобы не было сговоров, интересов чиновников. Но посмотрите: мы видим сплошные системные сбои. Вся Россия стонет от этого закона. Разве он исключил все возможности злоупотреблений со стороны чиновников? Устранил возможность сговора со стороны участников закупок? Позволил выбрать в большинстве случаев самого надежного с точки зрения соотношения цены и качества поставщика? Нет. Значит, он системно где-то недоработан, надо провести анализ, чего не было сделано до сих пор. 

Подход Лин учит тому, что у организации должна быть система надежных поставщиков. Возможно, будут дороже отдельные закупки, но с точки зрения качества работ, транзакционных издержек, отличного знания потребностей заказчика такие поставщики окупят начальные затраты. Выбирая каждый раз новых, самых дешевых поставщиков, организация играет в порочную игру, потому что она в конечном итоге ведет к самому дорогому – к необходимости переделывать, закупать заново, терять время. 

ЯР-досье

Алексею Бушуеву дважды довелось принять участие в разработке устава Ярославской области. В первый раз – в начале 90-х годов, когда велась работа по созданию первой редакции документа. С некоторыми добавлениями и исправлениями она «дожила» до 2010 года. Во второй раз – в этом году при обобщении накопленного за прошедший период опыта и создании современного устава, который учитывает новые политические и правовые реалии. 

Алексей Бушуев активно занимался проработкой и реализацией идеи организации в Ярославле Мирового политического форума. Вначале на повестке стоял вопрос о проведении форума Ярослава Мудрого, посвященного тысячелетнему юбилею города. После обсуждения с экспертами идея выросла в создание регулярной дискуссионной площадки, на которой бы обсуждался широкий круг вопросов развития государственности и гражданского общества. А после этого проект был направлен в администрацию президента, которая предложила сделать площадку международной.

Аветик БАДАЛЯН

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе