Антикризисная пьянка

Что может быть лучше для борьбы с пороками, чем плохая экономическая конъюнктура? Любителям казино предложено удовлетворять свою страсть в местах отдаленных, в крайнем случае – в не столь отдаленных. Наркодилеры пусть готовятся к смертной казни. Так требует мэр Москвы. А главный государственный санитарный врач еще несколько месяцев назад прозорливо советовал не спеша, этап за этапом, запретить в государстве курение сигарет. Явно предчувствовал, что первый из этих этапов не за горами: с 2010 года акцизы на табак, судя по всему, резко вырастут.
Разумеется, вместе с акцизами на пиво, водку и вино. Контрольные цифры сейчас дорабатываются, но принципиальное решение уже практически принято.

Бюджет-2010 – сплошная дыра. Пусть выпивохи и курильщики подставят плечо. Пусть каждый глоток алкоголя приближает победу над кризисом.

Это даже понятно. Где еще раздобыть денег? Но наше начальство не было бы самим собой, если бы, взявшись за такой пикантный предмет, как выпивка, ограничило себя лишь скучной задачей пополнения казны.

Параллельно ведь продолжается работа над законопроектами, вводящими госмонополию то ли на производство, то ли сразу и на производство, и на оборот спирта. Интерес казны тут как раз спорен, зато интерес конкретных групп и учреждений, которые уже записались этой монополией заведовать, до крайности велик.

А главное, лишь только речь заходит об алкоголе, материальное сразу начинает у нас идти рука об руку с духовным. Выжимание водочных доходов – с антиалкогольной кампанией.

На днях ВЦИОМ, который, как известно, зря вопросы не задает, обнародовал отчет о своем исследовании под названием «Алкоголизация России. Не пора ли опять звать Горбачева?».

Цифры эффектные, хотя почти по всем пунктам и совпадающие с результатами такого же опроса тринадцатилетней давности. Три четверти совершеннолетних россиян сейчас, как и тогда, сообщили, что употребляют алкогольные напитки.

Только один из шести мужчин и одна из трех женщин утверждают, что никогда не пьют.

Что же до числа тех, кто признался, что употребляет алкоголь несколько раз в неделю, то есть, по сути, ежедневно, то таких оказалось 8% (среди мужчин – 13%, среди женщин – 3%).

И что тут скажешь, когда в одну и ту же категорию «ежедневно пьющих» объединили и людей, больных алкоголизмом, и тех, кто усвоил европейский стандарт? Как вы думаете, что бы ответили на тот же самый вопрос средний француз или средний испанец, ежедневно пьющие вино за обедом? И в самом деле, без Горбачева (а если точнее, то без Лигачева, вдохновителя и организатора кампании 1985 года) тут не разберешься.

И, разумеется, отвечая на вопрос, когда пили больше – «во времена Горбачева (1985–1991) или сейчас?» – большинство (55%) отвечает «сейчас». И я бы так же ответил. Потому что в разгар антиалкогольной кампании, под нажимом властей и не найдя на первых порах обходные пути, люди действительно какое-то время пили меньше, чем обычно. А вот до Горбачева, думаю, пили больше, чем сейчас. И после того как кампания захлебнулась – тоже стали пить не меньше нынешнего.

Однако вернемся к нашему вциомовскому исследованию, а точнее к последнему и главному вопросу в нем. А именно о сегодняшнем отношении к этой кампании. Грамотно варьируя варианты ответов (начинание было разумное и удачное; верно задумано, но плохо исполнено; начинание правильное, но сорванное врагами), удалось в сумме наскрести абсолютное большинство (52%) одобряющих хоть какой-нибудь из оттенков той бредовой кампании.

И хотя если взять только людей, употребляющих алкоголь, то среди них этого абсолютного большинства как раз и не будет, но сверхзадача решена: судя по опросу, народ как бы советует начальству попробовать еще разок. А это именно то, что и нужно, ведь за закрытыми дверями план кампании уже обсуждается, а самые прямодушные из руководящих лиц делятся кое-чем и с широкой публикой.

Скажем, спикер Грызлов с цифрами в руках показывает, во что обходится народу пьянство: «Если посмотреть на товарную структуру розничной торговли, мы увидим, что в 2008 году на алкоголь и пиво пришлось 7,7%… Для сравнения: на легковые автомобили приходится 8%… Россияне каждый год «пропивают» столько же легковых автомобилей, сколько покупают…»

Поняли намек? Граждане бросают пить, на сэкономленные деньги скупают «Жигули», и отечественный автопром спасен! Спросите: а как же тогда быть с наполнением бюджета путем повышения акцизов на спиртное? Ладно, усложним немного правила игры. Выпивохи делятся на две части, первая из которых переходит в трезвенники и спасает «АвтоВАЗ», а остальные пьют с возросшей силой, и благодаря увеличенным акцизам алкогольные доходы казны все растут и растут.

Соединение несоединимых вещей было бы невинным интеллектуальным упражнением. Но именно такие схемы почему-то особенно нравятся нашим властям, хотя попытки их осуществить никогда не бывают удачными. В любом случае государственная алкогольная политика сейчас шаг за шагом возвращается в старинное свое русло, где она была и при царизме, и при советской власти. Она его ненадолго покинула только в эпоху бешеных нефтедоходов, когда казна могла обходиться без водочных денег.

А во все прочие времена казна на этих деньгах стояла, и поэтому спаивание народа было стратегической потребностью властей. Реализация которой изредка прерывалась истеричными и всегда провальными кампаниями «борьбы с пьянством», то есть с собственными пьющими подданными.

Та кампания, которая планируется сейчас, видимо, призвана гармонически сочетать извлечение наживы для казны с созданием помех для продаж и покупок пива и крепких напитков. Начальству не терпится повторить пройденное и на этом участке.

Сергей Шелин

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе