Антрактная армия

16 мая исполнилось четырнадцать лет ельцинскому указу о создании в России профессиональной армии. Переход на контрактную систему прошел полный круг и оказался в исходной точке 

Будущим историкам не позавидуешь. Раньше ведь как было? Исследовали они себе четко продуманные и проведенные военные реформы Петра I или Александра II и в ус не дули. А теперь придется изучать если и не историю саботажа перевода Российской армии на контракт, то как минимум этапы затейливого его откладывания. Судите сами. 16 мая исполнилось четырнадцать лет мечте об отмене призыва и создании в России профессиональной армии. А мечта так и осталась мечтой. По последним планам Минобороны и Ген-штаба нашей армии требуется 800 тысяч призывников в год - ровно столько же, сколько призвали в Красную армию в 1937 году, когда в СССР готовились к введению всеобщей воинской повинности.


Голосуй, или послужишь

Первым план модернизации Российской армии озвучил в ходе предвыборной кампании 1996 года Борис Ельцин. И не просто озвучил, а даже подписал соответствующий указ, согласно которому вот уже 10 лет (с весны 2000 года) как у нас должна существовать профессиональная армия. Благодарные матери и отцы облегченно выдохнули и проголосовали сердцем за кандидата, отменявшего одним росчерком пера все прелести казарменной жизни для их детей.

Популистское решение, правда, вскоре было подкорректировано, и вместо "с весны 2000 года" в тексте указа появилась фраза "по мере создания необходимых условий". Но представить, что эти условия не созреют и к 2010 году, а общенациональная кампания под девизом "откосить от армии" станет общенациональным же идеально отлаженным бизнесом, предположить тогда никто не мог.

В ноябре 1996 года Ельцин поручил до января 1997-го разработать концепцию военного строительства в РФ до 2005 года. За дело взялись штатские специалисты из Совета обороны и генералы из Генштаба и Минобороны. В итоге две группы предложили диаметрально противоположные концепции. Победили штатские, но серьезных изменений не последовало. Видимый результат один: за время, прошедшее с 1992 года, численность Вооруженных сил уменьшилась с 2 822 000 че-ло-век до менее чем 1 миллиона 200 -тысяч.

В 2000 году секретарь Совета безопасности Сергей Иванов снова посетовал на "затягивание таких процессов, как реформирование военной организации страны и ее оборонно-промышленного комплекса". При этом тогдашний начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Владислав Путилин продолжал настаивать, что "комплектование Российской армии только на контрактной основе - пока совершенно непосильная ноша и для Вооруженных сил, и для государства в целом".

Через год к реформе армии подключился глава правительства Михаил Касьянов, заявив, что "ноша" стране вполне по силам. По его мнению, формирование всех частей постоянной готовности возможно "исключительно на контрактной основе". Любопытно, что консультантами Касьянова тогда выступали лидеры СПС Борис Немцов и Егор Гайдар, что, видимо, и гарантировало сбой в реформе - для наших генералов либералы-реформаторы что красная тряпка для быка.

Впрочем, изначально президент Владимир Путин согласился с предложениями правительства о поэтапном переходе к комплектованию армии на контрактной основе. И в конце ноября 2001 года уже министр обороны Сергей Иванов пообещал к 2004 году представить "конкретные планы" по переходу на контракт. Он тогда подчеркнул, что профессиональная армия - "это исторический выбор, и другой возможности у нас не будет". Но конкретных сроков полного перехода на новую систему не назвал. Министр лишь заметил, что это процесс "достаточно длительный".

О том, что длительный, стало окончательно ясно в 2002 году. В сентябре Владимир Путин заявил о "постепенности" перехода "к полностью профессиональной комплектации Вооруженных сил в разных точках, прежде всего на Кавказе и в первую очередь в Чеченской Республике". Собственно, именно с этого времени идея контрактной армии стала выходить из моды, а мысль о комплектовании силовых ведомств преимущественно из срочников набирала все больше сторон-ников.

Выяснилось, например, что федеральная целевая программа 2004-2007 годов по контрактному комплектованию воинских частей катастрофически не выполняется. Вместо 130 тысяч контрактов подписано было только 9 тысяч: без громких слов ФЦП начала сворачиваться. В программе реформирования Вооруженных сил наступил длительный антракт.

Момент истины

Момент истины настал 25 февраля 2010 года, когда начальник Генштаба Николай Макаров по сути поставил крест на военной реформе. "Задача, которая ставилась, - построение профессиональной армии - решена не была", - констатировал генерал. Почему ее не решили, Макаров объяснять не стал.

О причинах неудачи в интервью "Итогам" рассказал руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок. По его словам, основных причин три: "Во-первых, переход на контрактную армию проводился слишком быстро. Программу надо было растянуть минимум на десять - пятнадцать лет. Во-вторых, контрактников не устраивали слишком скромное денежное довольствие и такие же жилищные и социальные условия для их семей. Наконец, выявлен низкий уровень образования контрактников. Российская армия превращается в люмпенизированную, поскольку служить идут те лица, которые не в состоянии на гражданке заработать 5-7 тысяч рублей в месяц".

Теперь, после введения годичного срока службы для срочников, в -Минобороны разрабатывают программу гуманизации солдатской жизни. Готовить пищу и убирать казармы будут гражданские. Подъем и отбой на час позже. Предусматриваются послеобеденный тихий час и два выходных, возможность для солдат пользоваться мобильником. Наконец, речь зашла о существенном повышении денежного довольствия призывников. Все это должно символизировать переход уже не на контрактную, а на "срочную" армию западного образца.

"Гуманизацию" поручил провести лично президент Дмитрий Медведев, который хочет, чтобы призывники не воспринимали службу в армии как "какую-то личную катастрофу". Кстати, согласно президентскому указу к 1 января 2016 года вместе с гражданским персоналом армия и флот будут насчитывать 1 884 829 человек, в том числе миллион военнослужащих. Сейчас их около одного миллиона 130 тысяч. То есть 130 тысяч солдат сокращать все-таки придется. Но вот что интересно: в стране проходит модернизация, налицо демографический кризис, а количество новобранцев, которое планирует набирать Минобороны, приближается к нормам 1937 года, когда в СССР готовились к введению всеобщей воинской повинности. При этом стоит учитывать, что численность населения в сталинском СССР была миллионов на двадцать больше, чем в сегодняшней России. Армия же при этом была практически такой же, как сейчас, - 1 миллион 500 тысяч человек. Правда, служить приходилось по 2-4 года.

Что же до профессиональной армии, то ее ядро на сегодняшний день не впечатляет. В Вооруженных силах, согласно официальным планам Минобороны, к концу этого года будет 150 тысяч офицеров и 90 тысяч солдат-контрактников.

В общем, все возвращается на круги своя. В XIX веке в русскую армию брали мужчин до 35 лет. Еще пятилетку-две реформ в том же темпе и с тем же настроением, и наши генералы вспомнят не только об отмене отсрочек, но и о том, что в царскую армию забривали на срок до 25 лет.

Денис Добряков

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе