Братья меньшие — братья главные

Великий русский философ Николай Бердяев, очень переживавший по поводу смерти любимого кота, с горечью писал: «Я не могу мыслить Царства Божьего без моего Мури. 

Речь идет о моем совершенно личном отношении, и для меня, может быть, очень трагична смерть существа, которому отказывают в праве считаться личностью. <...> Но меня возмущает и отрицание возможности бессмертия для животных».

Конечно, с православной точки зрения подобные мысли, мягко говоря, неканоничны. За них, как, впрочем, и за многое другое, Бердяеву не раз доставалось от суровых критиков. И все-таки есть здесь своя правда. Ведь в словосочетании «братья наши меньшие» — «братья» никак не менее ключевое слово, чем «меньшие». «Наши», кстати, тоже.

Отношение царя природы к животным почти так же красноречиво показывает уровень доброты, сострадания и солидарности в обществе, как и отношения между самими людьми. Возможно, даже еще красноречивее — ведь животные именно меньшие наши братья, сами за себя постоять не могут. Уточню, речь о деятельном, проявляющемся в поступках отношении, а не просто в умильном выставлении «лайков» песикам и котикам на фотографиях, размещенных в интернете. Последнее в некотором роде говорит, скорее, о тенденции обратного свойства: общество тихо убегает от своих проблем не просто на кошачье-собачью выставку, а на выставку виртуальную, где нет клочков шерсти в каждом углу, где никто не грызет мебель и не «метит» тапки.

До недавнего времени казалось, что дело, увы, обстоит именно таким образом — люди в массе своей окуклились, ушли во внутреннюю эмиграцию. И вдруг — две разрывающие душу истории. 20 октября на северо-востоке Москвы 37-летний мужчина, пытаясь спасти котенка, упал с высоты седьмого этажа и разбился насмерть. А ранее в Подмосковье семнадцатилетний юноша погиб под колесами электрички, спасая свою собаку, внезапно выбежавшую на пути.

Поступки эти наполняют сердце и душу противоречивыми эмоциями. Нет, разумеется, не умилением и прочим «ми-ми-ми». Неверно и даже кощунственно употребить слово «глупость». Подвиг? Пожалуй, речи о высокой, мускулистой гордости как за боевой или равный таковому подвиг тоже нет. И все же это он самый, просто другого рода. Не из тех, с которыми выигрывают войны. Но из тех, с которыми отстаивают мир. И тут, с грустью о погибших, уместно все же со светлым и теплым чувством подумать о небезнадежности нашего национального существования. 

Однако информационные ленты принесли и другие, прямо противоположные по вектору новости. Два существа, иначе и не скажешь, из Хабаровска, женского пола и студенческого возраста, брали из зооприютов или просто воровали кошек и собак, чтобы затем с невероятно изобретательным садизмом замучить несчастных, а расправу заснять и выложить в Сеть. Одну из мучительниц задержали по обвинению в жестоком обращении с животными. Вторую (к слову, из семьи работников правоохранительных органов) ко всеобщему возмущению поначалу зачислили лишь в свидетельницы. К делу могут быть причастны еще несколько человек, статью в отношении садисток усилили, новая информация появляется практически ежедневно.

В этом месте кто-то желчно хмыкнет, а иной тяжело вздохнет: мол, весь положительный эмоциональный заряд от случаев, когда люди спасали животных даже ценой своей жизни, сведен на нет. Но имеются обстоятельства, позволяющие утверждать обратное. Реакция общества на злодеяния хабаровских живодерок подтверждает как раз первые, грустные и светлые выводы. Разоблачение стало возможно благодаря частному расследованию неравнодушных людей. Теперь, когда перспектива торжества правосудия все-таки замаячила, ее весомость и неизбежность с каждым днем подкрепляется петициями, под которыми ставят автографы новые и новые россияне. За каждым шагом расследования следят тысячи глаз, его неустанно контролируют. И это внушает надежду на справедливый приговор. Хотя речь даже о другом. Из активистов, наблюдателей и подписавших далеко не любой готов на риск ради пса или котенка. Но благодаря их усилиям таких, рисковых, станет больше. А значит, уверен, прибудет и тех, кто рискнет жизнью ради чужого человека.

Существует множество морально-этических демаркационных линий, и часто люди, положительные и правильные в одном аспекте, оказываются скверными в другом. Это не упоминая уже о том, что сама оценка положительности либо ее отсутствия — вещь чрезвычайно субъективная. И все же есть маркеры железобетонные, стопроцентные, с трудом подвергаемые сомнению. Отношение к животным — из их числа. Интересно, что в деле хабаровских душегубок один несомненный маркер совпал с другим: приятель участницы кровавого дуэта рассказал, что она делилась планами «ехать в Донбасс убивать пророссийских сепаратистов». Деталь вполне показательная. 

Если же брать не детали, а картину в целом, где по одну сторону — хабаровские живодерки, а по иную — разоблачители вместе с отдавшими жизнь за братьев наших меньших, вывод напрашивается такой. Человек зачастую слишком суетен, испорчен и горделив, чтобы формировать неоспоримые критерии для оценки себя и окружающих. Давайте же чистить себя под животными, даром что у них шерсть лезет и лапы порой грязные. Они не обманут, хотя говорить по-человечьи не умеют, да и мы себя перед лицом четырехлапой коллегии тоже не сумеем обмануть. А христианству такая оценочная система, на мой взгляд, совсем не противоречит — вне зависимости от того, есть в строгом каноническом смысле у животных душа или нет.
Автор
Станислав СМАГИН, публицист
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе