Чужая колея

Правительство области нацеливает районные власти на проведение скорейшей инвентаризации автодорог

Жители области, привыкшие ездить в свое село, в деревню или на дачу по небольшим автодорогам, соединяющим населенные пункты внутри муниципальных районов, вряд ли знают, что большая часть этих трасс уже находится... в границах частных владений.

Такое открытие они обычно делают случайно, пытаясь добиться от районных властей приведения в порядок подъездных путей к своим деревням либо садоводческим товариществам. Власти разводят руками – эти дороги на их балансе не числятся.

– У нас 185 километров дорог местного значения, – рассказывает председатель КУМИ Некрасовского муниципального района Елена Терехова. – В текущем году мы запланировали провести межевание и зарегистрировать 40 процентов из них – 39 участков протяженностью 74 километра. Область выделила львиную долю средств на оплату работ, району оставалось изыскать оставшиеся 10 процентов в качестве софинансирования. Всего за год освоено 1,8 миллиона рублей.

Получив технические паспорта на все эти объекты, руководство КУМИ было шокировано. Оказалось, что 90% дорог местного значения пролегает по землям частных собственников!

– Когда-то отворотки с автомагистрали к Шебунину, Ермольцину и многим другим населенным пунктам были проложены прямо через колхозные поля, – поясняет Терехова. – Потом эти земли размежевали, распределили между собственниками, пошла их перекупка. При этом дорога не выделялась как самостоятельный межевой объект. Ее вместе с полем «нарезали» на участки и передали в частное владение. Новые хозяева бесплатно вернуть в муниципальную собственность подъездные пути к населенным пунктам отказываются. Один заявил, что готов выслушать наши предложения. Другой запросил за свой участок дороги миллион рублей.

Но у района нет финансовой возможности отваливать каждому «дороговладельцу» по миллиону. По мнению Елены Тереховой, нужно срочно найти способ решения проблемы, пока никому из них не взбрело в голову поставить на своем участке шлагбаум, перекрыв проезд не только личному транспорту граждан, но и бригадам «Скорой», пожарной и других служб.

Такая картина не только в Некрасовском районе, а практически повсеместно. Первый заместитель главы Гаврилов-Ямского муниципального района Владимир Серебряков обратил внимание еще на один аспект проблемы. Местные власти вправе расходовать средства на ремонт только тех объектов, которые находятся в муниципальной собственности. Иначе – нецелевое использование со всеми последствиями. Значит, регистрация автодорог – это первый шаг к решению вопроса с их состоянием и дальнейшим использованием. Гавриловямцы заказали инвентаризацию пяти дорог местного значения и сейчас ждут результата.

В Даниловском муниципальном районе, по словам первого заместителя главы Елены Иовлевой, нашли средства на составление технического паспорта и капитальный ремонт дороги Салово–Рощино и ряда участков дорог в Даниловском и Дмитриевском сельских поселениях. В следующем году расходы по этой статье планируется увеличить в 5 раз.

В Ярославском районе вообще почти нулевой результат. По словам председателя КУМИ Натальи Григорьевой, серьезные работы начнутся только в следующем году.

– Мы нацеливаем районы взяться за это важное дело, стимулируя их субсидиями из областного бюджета на строительство и модернизацию автомобильных дорог, – проинформировала заместитель директора областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Ирина Зиновьева. – Если дорога отмежевана, включена в статистические данные, на ее содержание выделяется бюджетное финансирование.

Включение дорог в частные владения из-за несовершенства законодательства – это, по мнению Зиновьевой, проблема не конкретного района и даже не области, а всей России. И решать ее нужно, не откладывая, пока она из проблем местной власти не переросла в проблему населения.

– Речь идет не только о ремонте существующих, но и строительстве новых автодорог, прокладке инженерных коммуникаций, о развитии населенных пунктов, – поясняет она. – Все чаще сталкиваешься с необходимостью выкупать земли у собственников. А они свою выгоду не упустят.

Выход видится в более широком задействовании в земельных отношениях различных обременений и сервитутов. Они, с одной стороны, несколько ограничивают полномочия владельцев, с другой – предоставляют гражданам право пользования чужой частной собственностью. А вопросы о возвращении дорог в муниципальную собственность, по мнению заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области Валентина Малыхина, можно решать в суде.

Ольга ПЕТРЯКОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе