Дети – инвалиды закончат школу. А дальше?

Около десяти лет для школьников, которые из-за разных физических недугов не могут сесть за обычные парты, в стране действует программа интерактивного обучения – через Интернет. В этом учебном году «интерактивный класс» откроется и в Ярославле. Новшество должно позволить детям-инвалидам получить школьные знания. Так ли это на самом деле? И смогут ли выпускники продолжить обучение дальше в техникуме или в вузе?

– Сейчас на дому обучаются 159 детей,– рассказывает Алевтина Репина, начальник отдела общего образования Департамента образования области. – Прямо скажем, у большинства ребят на домашнем обучении школьная программа была значительно урезана. В начальной школе – 8 часов в неделю, в основной – 10, в старшей – 12 часов. Интерактивное обучение позволит давать ребятам больше, конечно, в зависимости от их психофизических возможностей. Ребята смогут выбирать между интерактивным обучением и комплексным, когда часть предметов будет преподаваться через Интернет, а другая – при личных встречах дома. Плюс появится возможность преподавать при помощи компьютеров детям такие предметы, как музыка и изо, которые на домашнем обучении практически невозможны.

Первого сентября ярославская интерактивная школа примет 31 ученика. К новому году, когда закупят еще компьютерные комплекты, интерактивных учеников прибавится. Сесть за компьютеры и обучаться смогут еще 80 ребят. Заболевания у всех разные. В школе есть слабослышащие и слабовидящие детки, ребята, у которых проблемы с опорно-двигательной системой, когда плохо работают руки или, к примеру, отказали ноги.

Для каждого – свой компьютер. Плоховидящим ребятам куплен компьютер с увеличителем и звуковой клавиатурой. Набранное слово можно услышать. Если зрения нет совсем – тоже свои приспособления. Специальный принтер, выводящий тексты по системе Брайля – с выпуклыми точками. Вот кнопка-джостик для тех, у кого плохо развиты ручки. Или вот красная мягкая кнопка, которую можно нажимать любой удобной частью тела.

Учитель всегда на связи?

– Алена, привет! Как твои дела? – связывается по скайпу (своеобразному Интернет-телефону – авт.) с одной из первых учениц интерактивной школы Ирина КОрикова, руководитель отдела технической поддержки «Центра помощи детям», на базе которого открывается новая школа.

– Что делала летом? Гуляла, помогала маме, читала. Уже хочется в интерактивную школу, тут учителя всегда рядом, если чего-то не понимаешь, можно всегда позвонить по скайпу и спросить!

Алена Тютихина уже весной опробовала на себе прелести интерактивного обучения – нравится. Еще бы! Новое притягивает не только детей, но и взрослых (несколько месяцев назад, научившись пользоваться скайпом, мой знакомый то и дело терроризировал меня, чтобы устроить очередной сеанс связи; удобно, сидишь за компьютером, рядом небольшая веб-камера, собеседники не только слышат друг друга, но и видят).

Алена перешла на интерактивное обучение вынужденно. Четыре года девочка обучалась в обычной школе, а потом у юной гимнастки появились проблемы с ногами – пришлось встать на костыли. Два года девочка отучилась дома. Теперь учителя будут «приходить» к ней через Интернет. То, чем притягивает семиклассницу школа, – возможность всегда быть на связи. На связи с учителем.

В каникулярное время учителям быть постоянно в сети возможно. А вот в учебное? Когда, кроме виртуальных учеников, нужно сбегать на урок к реальным, поделать домашние дела, уделить время семье, сделать уроки, к примеру, с собственным чадом. В интерактивной школе утверждают, что педагоги справятся. И смогут прийти на выручку к ученикам и в учебное время, и в вечернее. Как будет на практике – увидим.

По системе интерактива учителям, которые обучают школьников виртуально (в Ярославле их сейчас восемь) должны поставить дома небольшие компьютеры – за счет федерального бюджета. Пока педагоги общаются с учащимися на своей технике либо приходят в центр, где для них установлены маленькие ноутбуки. Вот здесь и возникает проблема: если дома компьютера нет, то помочь своему подопечному с домашним заданием не получится. Либо школьнику и педагогу нужно будет уложиться в учебное время.

Школа
до и после

– Сейчас мы берем обучать детей, которые из-за физических недугов не могут ходить в обычную школу. Детей, у которых в полном объеме сохранился интеллект. Это первая ступень, – рассказывает о перспективах интерактивной школы Татьяна Иванова, директор «Центра помощи детям». – Пока охватываем Ярославль, Рыбинск, дальше пойдем в малые города и села области. Следующий этап – дать возможность обучаться детям с психическими расстройствами (когда доберутся до третьего этапа – пока неясно: хватит ли у федералов средств и желания – авт.).

…На полу от неприятных ощущений корчится малыш. Он не плачет, он мужественно переносит все испытания – вместе с мамой делает специальную гимнастику, укрепляет мышцы тела. В свои пять лет малыш еще не говорит, только произносит звуки. У ребенка ДЦП, родовая травма. Чтобы восстановить ребенка, маме пришлось забросить работу и заниматься с ним – 5-летку родители планируют поставить на ноги. Правда, вряд ли малыш успеет к школе. Дело это не из легких, требуется много сил и…денег. Курсы лечения, перерыв, потом снова лечение, потом перерыв…и так от курса к курсу. Обучать малыша приходится самостоятельно. Дома. Платно. Хороший массажист – платный, педагог не на «пять минут» – тоже платный.

В интерактивную школу ребенка пока не возьмут: запаздывает в развитии. Родители и малыш стараются, но процесс восстановления долог и непрост.

– Получил аттестат. Сдал эти ЕГЭ. Триста баллов. Ладно. Что дальше? Куда? Есть, конечно, отдельные индивиды, вроде меня. Я ведь и сам последние три года школы и институт дома кончал, – делится мыслями наш обозреватель Александр Богатырев. – А в целом – хрен с тобой, сидишь дома – и сиди. Трудоустроиться у нас сегодня инвалиду невозможно. Зачем ему эта школа? Раньше хоть были шансы либо диспетчером на телефоне, либо бусинки на ниточку нанизывать. Сейчас и этого нет.

Пару лет назад моя коллега, разговаривая с одним из чиновников в системе высшего образования об инвалидах, услышала более чем неожиданный ответ:

– А зачем их учить, зачем тратиться? Кому нужны такие специалисты?

Видимо, пока никому. Инвалиды вынуждены самостоятельно помогать друг другу, как-то крутиться, трудоустраиваться, если повезет. Вот и сейчас получается, что школьное интерактивное образование (а идея и правда заслуживает похвал) для инвалидов выдернуто из общей нити процесса знаний. Нет комплекса: детский сад – школа-техникум и университет.

До детских садов такая техника еще не дошла, и когда дойдет – неизвестно. Дорого. Один комплект подобного оборудования, предназначенного только для школьника, стоит от 90 до 160 тысяч рублей. После окончания школы комплект придется вернуть обратно. В «Центре помощи детям» планируют заимствовать московскую схему – через какое-то время технику списывать и дарить ребятам. Но пока это в перспективе. Старшеклассники в школе есть, списания техники они вряд ли пока дождутся. А вот смогут ли без нее дальше? И как?

Наталья Колбина

Караван-Роc
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе