«Девочки» революции

Если эта заметка случайно обнаружится лет через двадцать, скажем, под свежесодранными обоями и некто прочтёт её, то вряд ли сообразит, кого имеют в виду. Но сегодня понятие «девочки» обладает прямой ассоциацией сами понимаете какого плана.

Современная информационная среда устроена так, что патентованная мерзость, направленная против личности или сообщества людей, неизбежно будет растиражирована СМИ. Не нужно много ума, чтобы воспользоваться этим мультипликативным эффектом.

Можно не сомневаться и в том, что принцип состязательности процесса, реализуемый телевидением, выявит охотников посудачить о жертве. Так и сейчас разговор с защитниками «девочек» обернулся осуждением Церкви. Из телепрограмм «В контексте» и «Поединок» зрители узнали, что думают о православии Ксения Собчак, Леонид Гозман, Марат Гельман, Евгений Додолев… Кому-то из них кажется сомнительной вся Русская церковь, кому-то храм Христа Спасителя в недостаточной степени святым местом….

Появление на Первом канале Марата Гельмана следует отметить особо. Каждый эфир с участием этого знакового персонажа вызывает неизменное восхищение его жизненной силой и умением приспосабливаться. Крупный учёный Петрик осуждён общественностью, выдающийся финансист Мавроди в бегах, а этот деятель по-прежнему респектабелен, бодр, хотя мог бы сидеть в кандалах вместе с «девочками» или даже вместо них – как вдохновитель, идеолог, утверждающий «право художника на радикальный жест».

Но он сидит у Максима Шевченко «В контексте», греется под софитами уютной студии, а за её пределами осваивает денежные потоки арт-рынка Пермского края, консультирует губернатора Ткачёва, который вдохновенно объявляет о совместных планах: «Нам нужен его опыт – Кубань должна греметь на культурном фронте».

Раньше начинания Марата Гельмана поддерживал политсовет «Единой России», а теперь, после скандала с «девочками», его собирается привлечь к сотрудничеству… протоиерей Всеволод Чаплин. Эти перспективы заинтересованно обсуждает арт-тусовка, журит Марата Александровича за коллаборационизм, а тот оправдывается (интервью порталу Open Space), рассказывает о проекте: «Всеволод Чаплин – чтобы показать, что он не такой уж мракобес, каким кажется, – объявил, что готов сделать у себя в храме Центр современного искусства»…

Владимир Познер, чтобы вставить свои пять копеек в разговор о невинно осуждённых «девочках», приглашает в студию протоиерея Дмитрия Смирнова. Хотя вернее было бы сказать – вызывает на ковёр. Тон и повадку ведущего в отношении священника можно было бы назвать неприличными, если бы речь не шла о важном этапе развития российского либерализма – его атеистической самоидентификации. По-другому в этих обстоятельствах либерал общаться с батюшкой просто не может.

Отметим и самый смешной момент интервью, когда ведущий предупреждает святого отца: «Я вообще интересуюсь религией давно. Хоть я и крещёный католик, но не верующий. Читал Библию несколько раз, взад и поперёк, вообще это совершенно замечательное произведение и важнейшее для человека, чтобы понять искусство и многое другое <…> Поэтому имейте в виду, что вы имеете дело с человеком, который хоть как-то, не на вашем уровне, разумеется, но всё-таки начитан в этом вопросе».

Таким изящным приёмом Владимир Познер указывает аудитории, что подозревает батюшку в намерении жульничать.

Однако встречаются на ТВ и менее сведущие в вопросах религии либералы. Есть на «Дожде» программа, названная с присущей этому каналу манерностью – «Проповедь». Глядя в объектив, проникновенно и не без ложного пафоса разнообразные светские «проповедники» обращаются к зрителю. Вот, например, Татьяна Лазарева, телеведущая комического амплуа, популяризирует митинги:

«Я проповедей никогда не слышала, вообще далека от этого всего, но мне казалось всегда, что это что-то связанное с верой, идущее от чистого сердца, что-то очень такое позитивное, связанное не с какой-то конкретной конфессией (или как там это называется, я не знаю) и не с какой-то бездумной верой в батюшку царя… В каждом человеке намешано, конечно, много всего разного – плохого, хорошего, но, как мы знаем, всё самое плохое и неприятное имеет тенденцию всплывать на поверхность, и вот, чтобы пробиться через этот верхний слой внутрь себя, найти себя настоящего и честного, нужно преодолевать какие-то усилия…».

Этот поток сознания в конце концов приводит оратора к следующему соображению: «Мне кажется, если бы сейчас был жив Сахаров, он бы нами гордился…»

Важно отметить деталь, которая ярко иллюстрирует принципы редакционной политики «Дождя» и, кстати говоря, «Эха Москвы». Упомянутые СМИ, рассказывая о «девочках», использовали конструкцию «панк-молебен», не сопровождая её определением «так называемый». Особенно любопытно оценивать этот факт на фоне разворачивающегося скандала с НТВшной «Анатомией протеста», в связи с которой либеральные журналисты озаботились проблемами этического свойства, вспомнили о профессиональных канонах объективности. Почему именно «Анатомия протеста», а не, к примеру, «Дело в кепке» или «Крёстный батька» вызвала столь острую реакцию, объясняется очень просто. НТВшники замахнулись на святое – задели религиозные чувства либералов. Основой идеологии нынешних протестов является вера в злого царя и культ чистоты намерений. Пропагандистское обеспечение Болотной (с их заимствованной у Юлии Тимошенко белой цветокодировкой) можно сравнить с поэтической рекламой финансовой пирамиды 90-х – «Намеренья как воздух гор чисты, в «Тибете» сомневаться нет причины…».

То, что из митингов с Немцовым и Пархоменко на трибуне общественность может извлечь какие-либо политические дивиденды, объяснить языком прагматизма не представлялось возможным, а потому весь комплекс пиар-средств по существу свёлся к старой формуле: «…Расчёты наши быстры и точны, / Доходы высоки, как горные вершины…»

Отметим, что публика, верующая в трансцендентальную чистоту либерализма, оскорбилась предположением о продажности своих митингов, но при этом предлагает относиться к акции «девочек» с точки зрения законов актуального искусства и примата свободы слова.

Вообще либеральная публика, беременная революцией, демонстрирует какую-то особенную, доселе невиданную агрессивность, что заставляет вспомнить об одном биологическом феномене. Когда в крысиной стае обнаруживается избыточность популяции, снижается не только рождаемость, но даже рассасываются сформировавшиеся плоды. По мнению учёных, механизм резорбции эмбрионов действует под влиянием выброса адреналина, а потому крысы в этот период демонстрируют повышенную агрессивность…

Наблюдая на экране споры случайных людей с некомпетентными, глядя на доморощенное телевизионное богословие, оценивая суждения атеистов о судьбах христианства, у граждан складываются ложные представления о собственных способностях и правах. «Девочки», продемонстрировавшие радикальную форму самонадеянности, тоже провоцируют на публичные высказывания тех, кого принято называть обычными людьми. Примеры, как народ заявляет о своих воззрениях, сконцентрированы не только в соцсетях. Политическая активность начинает распространяться в декорациях повседневности.

Совсем недавно довелось стать свидетелем странного действа. В электричку «Москва–Фрязино» вошла дама пенсионного возраста, остановилась в середине прохода и по-хозяйски начала лекцию продолжительностью в две станции – от Маленковской до Северянина. Сообщила, что просто так не поёт, что её творческое кредо – исполнять песни, связанные с актуальной общественной проблематикой. В этот раз поводом стало 80-летие Наины Иосифовны Ельциной, женщины с большой буквы, жены великого человека. Да, Борис Николаевич – личность огромного масштаба, прошёл тернистый путь…

Лишь после Яузы прозвучал первый робкий протест. Мужчина оторвался от книги и спросил: «Что вы хотите всем этим сказать?»

«Да помолчите уже, – ответила самозваная лекторша, – вам бы глаза залить после работы и ехать, ни о чём не думать. Я вам рассказываю о святом человеке, о нём врали, что он алкоголик, но я склонна верить такому безоговорочному авторитету, как Галина Павловна Вишневская. Она утверждает, что ни разу не видела Бориса Николаевича выпившим…»

И только после этого в электричке зашумели, а какой-то пассажир сообщил по переговорному устройству машинисту, что неизвестная дама громко и нецензурно выражается, потребовал вызвать наряд полиции. Однако в назидание публике всё-таки была исполнена тематическая песня о семейных ценностях: «А годы летят, наши годы как птицы летят»…

И подумалось: правильно обвиняют наш народ в недостаточной толерантности. Каждое в отдельности испытание он ещё выдержать может и даже способен проявить милосердие, но если одновременно: осквернять его храмы, насаждать сахаровские догматы да ещё и канонизировать Ельцина – тут ему действительно терпения не хватит. Глядишь, и решит побеспокоить машиниста.

Олег ПУХНАВЦЕВ

Литературная газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе