Можно не сомневаться и в том, что принцип состязательности процесса, реализуемый телевидением, выявит охотников посудачить о жертве. Так и сейчас разговор с защитниками «девочек» обернулся осуждением Церкви. Из телепрограмм «В контексте» и «Поединок» зрители узнали, что думают о православии Ксения Собчак, Леонид Гозман, Марат Гельман, Евгений Додолев… Кому-то из них кажется сомнительной вся Русская церковь, кому-то храм Христа Спасителя в недостаточной степени святым местом….
Появление на Первом канале Марата Гельмана следует отметить особо. Каждый эфир с участием этого знакового персонажа вызывает неизменное восхищение его жизненной силой и умением приспосабливаться. Крупный учёный Петрик осуждён общественностью, выдающийся финансист Мавроди в бегах, а этот деятель по-прежнему респектабелен, бодр, хотя мог бы сидеть в кандалах вместе с «девочками» или даже вместо них – как вдохновитель, идеолог, утверждающий «право художника на радикальный жест».
Но он сидит у Максима Шевченко «В контексте», греется под софитами уютной студии, а за её пределами осваивает денежные потоки арт-рынка Пермского края, консультирует губернатора Ткачёва, который вдохновенно объявляет о совместных планах: «Нам нужен его опыт – Кубань должна греметь на культурном фронте».
Раньше начинания Марата Гельмана поддерживал политсовет «Единой России», а теперь, после скандала с «девочками», его собирается привлечь к сотрудничеству… протоиерей Всеволод Чаплин. Эти перспективы заинтересованно обсуждает арт-тусовка, журит Марата Александровича за коллаборационизм, а тот оправдывается (интервью порталу Open Space), рассказывает о проекте: «Всеволод Чаплин – чтобы показать, что он не такой уж мракобес, каким кажется, – объявил, что готов сделать у себя в храме Центр современного искусства»…
Владимир Познер, чтобы вставить свои пять копеек в разговор о невинно осуждённых «девочках», приглашает в студию протоиерея Дмитрия Смирнова. Хотя вернее было бы сказать – вызывает на ковёр. Тон и повадку ведущего в отношении священника можно было бы назвать неприличными, если бы речь не шла о важном этапе развития российского либерализма – его атеистической самоидентификации. По-другому в этих обстоятельствах либерал общаться с батюшкой просто не может.
Отметим и самый смешной момент интервью, когда ведущий предупреждает святого отца: «Я вообще интересуюсь религией давно. Хоть я и крещёный католик, но не верующий. Читал Библию несколько раз, взад и поперёк, вообще это совершенно замечательное произведение и важнейшее для человека, чтобы понять искусство и многое другое <…> Поэтому имейте в виду, что вы имеете дело с человеком, который хоть как-то, не на вашем уровне, разумеется, но всё-таки начитан в этом вопросе».
Таким изящным приёмом Владимир Познер указывает аудитории, что подозревает батюшку в намерении жульничать.
Однако встречаются на ТВ и менее сведущие в вопросах религии либералы. Есть на «Дожде» программа, названная с присущей этому каналу манерностью – «Проповедь». Глядя в объектив, проникновенно и не без ложного пафоса разнообразные светские «проповедники» обращаются к зрителю. Вот, например, Татьяна Лазарева, телеведущая комического амплуа, популяризирует митинги:
«Я проповедей никогда не слышала, вообще далека от этого всего, но мне казалось всегда, что это что-то связанное с верой, идущее от чистого сердца, что-то очень такое позитивное, связанное не с какой-то конкретной конфессией (или как там это называется, я не знаю) и не с какой-то бездумной верой в батюшку царя… В каждом человеке намешано, конечно, много всего разного – плохого, хорошего, но, как мы знаем, всё самое плохое и неприятное имеет тенденцию всплывать на поверхность, и вот, чтобы пробиться через этот верхний слой внутрь себя, найти себя настоящего и честного, нужно преодолевать какие-то усилия…».
Этот поток сознания в конце концов приводит оратора к следующему соображению: «Мне кажется, если бы сейчас был жив Сахаров, он бы нами гордился…»
Важно отметить деталь, которая ярко иллюстрирует принципы редакционной политики «Дождя» и, кстати говоря, «Эха Москвы». Упомянутые СМИ, рассказывая о «девочках», использовали конструкцию «панк-молебен», не сопровождая её определением «так называемый». Особенно любопытно оценивать этот факт на фоне разворачивающегося скандала с НТВшной «Анатомией протеста», в связи с которой либеральные журналисты озаботились проблемами этического свойства, вспомнили о профессиональных канонах объективности. Почему именно «Анатомия протеста», а не, к примеру, «Дело в кепке» или «Крёстный батька» вызвала столь острую реакцию, объясняется очень просто. НТВшники замахнулись на святое – задели религиозные чувства либералов. Основой идеологии нынешних протестов является вера в злого царя и культ чистоты намерений. Пропагандистское обеспечение Болотной (с их заимствованной у Юлии Тимошенко белой цветокодировкой) можно сравнить с поэтической рекламой финансовой пирамиды 90-х – «Намеренья как воздух гор чисты, в «Тибете» сомневаться нет причины…».
То, что из митингов с Немцовым и Пархоменко на трибуне общественность может извлечь какие-либо политические дивиденды, объяснить языком прагматизма не представлялось возможным, а потому весь комплекс пиар-средств по существу свёлся к старой формуле: «…Расчёты наши быстры и точны, / Доходы высоки, как горные вершины…»
Отметим, что публика, верующая в трансцендентальную чистоту либерализма, оскорбилась предположением о продажности своих митингов, но при этом предлагает относиться к акции «девочек» с точки зрения законов актуального искусства и примата свободы слова.
Вообще либеральная публика, беременная революцией, демонстрирует какую-то особенную, доселе невиданную агрессивность, что заставляет вспомнить об одном биологическом феномене. Когда в крысиной стае обнаруживается избыточность популяции, снижается не только рождаемость, но даже рассасываются сформировавшиеся плоды. По мнению учёных, механизм резорбции эмбрионов действует под влиянием выброса адреналина, а потому крысы в этот период демонстрируют повышенную агрессивность…
Наблюдая на экране споры случайных людей с некомпетентными, глядя на доморощенное телевизионное богословие, оценивая суждения атеистов о судьбах христианства, у граждан складываются ложные представления о собственных способностях и правах. «Девочки», продемонстрировавшие радикальную форму самонадеянности, тоже провоцируют на публичные высказывания тех, кого принято называть обычными людьми. Примеры, как народ заявляет о своих воззрениях, сконцентрированы не только в соцсетях. Политическая активность начинает распространяться в декорациях повседневности.
Совсем недавно довелось стать свидетелем странного действа. В электричку «Москва–Фрязино» вошла дама пенсионного возраста, остановилась в середине прохода и по-хозяйски начала лекцию продолжительностью в две станции – от Маленковской до Северянина. Сообщила, что просто так не поёт, что её творческое кредо – исполнять песни, связанные с актуальной общественной проблематикой. В этот раз поводом стало 80-летие Наины Иосифовны Ельциной, женщины с большой буквы, жены великого человека. Да, Борис Николаевич – личность огромного масштаба, прошёл тернистый путь…
Лишь после Яузы прозвучал первый робкий протест. Мужчина оторвался от книги и спросил: «Что вы хотите всем этим сказать?»
«Да помолчите уже, – ответила самозваная лекторша, – вам бы глаза залить после работы и ехать, ни о чём не думать. Я вам рассказываю о святом человеке, о нём врали, что он алкоголик, но я склонна верить такому безоговорочному авторитету, как Галина Павловна Вишневская. Она утверждает, что ни разу не видела Бориса Николаевича выпившим…»
И только после этого в электричке зашумели, а какой-то пассажир сообщил по переговорному устройству машинисту, что неизвестная дама громко и нецензурно выражается, потребовал вызвать наряд полиции. Однако в назидание публике всё-таки была исполнена тематическая песня о семейных ценностях: «А годы летят, наши годы как птицы летят»…
И подумалось: правильно обвиняют наш народ в недостаточной толерантности. Каждое в отдельности испытание он ещё выдержать может и даже способен проявить милосердие, но если одновременно: осквернять его храмы, насаждать сахаровские догматы да ещё и канонизировать Ельцина – тут ему действительно терпения не хватит. Глядишь, и решит побеспокоить машиниста.
Олег ПУХНАВЦЕВ
Литературная газета