Дмитрий Муратов: Мы не обслуживаем власть. Мы обслуживаем общество!

    В марте наш издательский дом подвел итоги конкурса «Журналист года-2010». В номинации «Лучший главный редактор общественно-политической газеты» победил главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. К сожалению, он не смог приехать на награждение, поэтому на прошлой неделе мы поздравляли Дмитрия в Москве. Он дал эксклюзивное интервью нашему изданию.

яс: Дмитрий Андреевич, вы издаете достаточно оппозиционную нынешней власти газету. Что для вас важнее - ее оппозиционность или правдивость публикуемой информации? Что позволяет вам соблюдать выбранную позицию и свои принципы?

Дмитрий Муратов: Мы не оппозиционная газета. Оппозиция - это те, кто хочет стать властью. Есть власть и есть оппозиция власти. Иногда они меняются местами, как это происходит в европейских странах, а иногда не меняются, как это происходит долгие годы у нас в стране. Мы не принадлежим ни к какой партии, и не рвемся к власти. Поэтому, ни строго, ни фривольно нас оппозиционной газетой назвать нельзя.

    Мы стараемся делать влиятельную газету, занимающуюся расследованиями. Это тот сегмент рынка, на котором мы работаем. Что касается принципов работы, то здесь все достаточно просто. Есть средства массовой информации, которые обслуживают интересы государства и власти. У власти есть свои задачи, и поэтому должны быть «проводники» между обществом и властью, которые разъясняют точку зрения власти на происходящее. Плохо, если власть это делает, командуя газетами. У нас 70 - 80 процентов региональных газет, от сельских до областных, принадлежит местным органам исполнительной власти. Это плохо. Потому что журналист, работающий в такой газете, становится подставкой для микрофона, в который говорит начальник, а не разъясняет что-то читателям, разделяя эту точку зрения. Наш принцип другой. Мы не обслуживаем власть. Мы обслуживаем общество. Общество хочет и должно знать, что происходит с госзакупками, с ЖКХ, с выводом капитала, вновь организовавшимся олигархическим клубом, близким к лидерам страны.

    Ресурс нашего влияния состоит из трех важных составляющих. Первое - это наша аудитория. Совершенно гениальная, молодеющая (75 процентов аудитории - это люди от 21 до 54 лет), это аудитория с высшим образованием, не собирающаяся сваливать из страны и пытающаяся в условиях не свободы слова, но свободы информации, эту информацию добывать. Мы являемся удобным сервисом для этой аудитории.

    Второе - это серьезный и очень крутой состав газеты. Здесь работают ребята, пришедшие с первого-второго курсов факультетов журналистики, приехавшие со всех уголков нашей страны. Со временем они становятся «белой костью» журналистики, их знает читатель, они получают престижные международные награды. Рядом с ними работают реальные «звезды», такие как Зоя Ерошок, Юрий Рост, Артемий Троицкий, Станислав Рассадин и многие другие. Это особая когорта советской и постсоветской журналистики. У нас нет так называемого «среднего слоя» корреспондентов, то есть людей, «пишущих корреспонденцию». У нас журналисты отвечают за свои темы и хотят, чтобы на них был высокий отклик, в том числе в Интернете. У нас очень сильный корпус собственных корреспондентов по всей стране. Если практически все газеты свернули свои корпункты в регионах, то мы их активно развиваем.

    Третий момент - это то, что мы активно и жестко используем действующее законодательство. Я не помню за последние два-три года ни одного случая, когда высшие чиновники государственных органов не отвечали на наши публикации по существу. У нас есть специальные люди, которые отправляют запросы и следят за тем, чтобы на них вовремя приходили ответы. Мы развеяли миф о том, что газеты пишут и ничего не происходит. Очень многое происходит. Людей освобождают из тюрем и сажают в тюрьмы, дают квартиры и отбирают неправедно нажитое имущество. Это не цель, но это побочный выхлоп. Главное для нас все же - информирование.

яс: Вы публикуете очень много критических материалов, изобличающих министров, чиновников, губернаторов. Оказывается ли давление на газету, например, звонки с угрозами ее закрыть или что-то подобное?

Муратов: К чести действующей власти, никто из высших чиновников мне уже давно не звонит. Хотя попытки были, звонили как-то учредителям (это известный банкир Александр Лебедев и президент СССР Михаил Горбачев. - Прим. автора). Но ведь редакционную политику формирует редакция, которой, кстати, принадлежит 51 процент в газете, а не учредитель! Поэтому этот вариант не прошел.

    Здесь другая проблема, связанная с трагическими для редакции событиями. Вы, наверное, видели  у нас в коридоре на «редакционной площади» висят фотографии погибших сотрудников. Они погибли при выполнении своих служебных обязанностей. Все убийства - Игоря Домникова, Юрия Щекочихина, Ани Политковской, Наташи Эстемировой, Насти Бабуровой, Стаса Маркелова - связаны только с их профессиональными обязанностями, там нет ни бизнес-интересов, ни интимных сторон жизни. Поэтому если это считать давлением, то оно страшное.

    Если же говорить про традиционное: «Слышь, старик, сними заметку», - то ничего подобного у нас в отношениях с властью нет. Есть другое, мы всегда запрашиваем точку зрения людей, которых в статье задеваем. Это высокий стандарт западной журналистики, он нам невыгоден, так как приходится ждать ответа на запрос, но мы его соблюдаем.

    Есть еще экономические рычаги давления. Например, нас не пускают в сети киосков в Омске, так как на нас обижен губернатор. Мы никогда не жалуемся и относимся к этому как к условиям нашей работы.

яс: В вашей газете немного рекламы. Интернет активно развивается и забирает у газет часть аудитории. Развивая свой сайт, вы не боитесь потерять бумажную версию газеты? Ведь выпускать газету, содержать редакцию с высококлассными журналистами становится достаточно дорогим удовольствием?

Муратов: Основная статья наших доходов - это розничные продажи тиража. Кроме того, мы располагаем средствами наших учредителей. Что касается вопроса, умрут или не умрут газеты, скажу следующее. Я являюсь безусловным сторонником Интернета. При этом я могу вам доказать, что Интернет не является помехой или угрозой бумажной версии газеты. У нас за последние полгода каждую неделю растет тираж бумажной версии газеты, притом что в 4,5 раза увеличилась посещаемость сайта. У нас уникальных посетителей, то есть тех, кто не один раз в течение дня заходит на наш сайт, не менее 70 тысяч человек ежедневно, или более 400 тысяч посетителей в неделю. За месяц у нас фиксируется 6 миллионов просмотров сайта. Мы начали выкладывать материалы на свой сайт за 5 часов до начала утренних продаж в киосках, и это никак не отразилось на тираже. Мы полагаем, что в Интернете газета может выходить круглосуточно, при этом у нее должна быть бумажная версия, которая выходит три раза в неделю. У бумаги своя природа, как и у книги. Обратите внимание, человек, потребляющий рекламу, всегда хочет иметь свой собственный экземпляр, а не безграничное пространство Интернета. Но если смотреть в будущее, то я вижу полную синергию бумажной версии и Интернета.
 
Из досье:

    Дмитрий Муратов родился 30 октября 1961 года в Куйбышеве. В 1983 году окончил филологический факультет Куйбышевского государственного университета. Карьеру журналиста Муратов начинал в газете «Волжский комсомолец». В 1987 году стал заведующим отделом рабочей молодежи газеты «Комсомольская правда», в 1990-м занял должность редактора отдела информации. В августе 1991-го, во время путча ГКЧП, Муратов принимал участие в выпуске нелегальной «Общей газеты». Газета издавалась всего три дня, выпуск был прекращен после провала мятежа «гэкачепистов».

    В конце 1992 года Муратов выступил одним из учредителей товарищества журналистов «6-й этаж». В его состав вошли журналисты, которые «в результате глубокого конфликта «отцов и детей» ушли из редакции «Комсомолки». В 1993 году товарищество «6-й этаж» стало учредителем «Новой ежедневной газеты» (НЕГ впоследствии сменила название на «Новую газету»). В газете Муратов начал вести рубрику «Рейтинг вранья». В 1993-м он вошел в состав редколлегии НЕГ и стал заместителем ее главного редактора. В феврале 1995 года Муратов занял должность главного редактора «Новой газеты».

    Награжден орденом Дружбы и орденом Почета, удостоен ряда престижных званий и премий, в том числе награды фонда «Мемориал», премии Генри Наннена (Германия), Международной премии свободы прессы за 2007 год и премии Международного кинофестиваля «Cталкер» - «за гражданскую позицию, принципиальность и вклад в развитие российской журналистики».

Автор: Антон Семенов

Ярославские страницы

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе