Его нельзя отнять, но можно потерять

Елена Сергеевна Булгакова вспоминала, как Михаил Афанасьевич останавливал ее: "Не беги за трамваем - соблюдай достоинство". А Булат Окуджава писал: "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство". Что же стоит за достоинством, словом с общеславянскими корнем, приставкой и суффиксом, употребляемым и в бытовом общении, и в публицистическом выступлении?


Речь пойдет не об истории слова достоинство и не о его употреблении в значении "положительное качество", антонимом которого является слово недостаток (например, достоинства спектакля перевешивают его недостатки). Давайте поговорим о том современном значении этого слова, в котором оно выступает в многочисленных судебных исках "о защите чести, достоинства и деловой репутации". Ключ к этому, как мне кажется, лежит в уяснении значения прилагательного достойный, которое может выступать в двух типах контекстов: 1) поступок, достойный осуждения; работа, достойная награды и т.п. и 2) достойный ответ, достойная личность, достойное поведение и т.п.

Из контекстов первого типа следует, что достойный значит "заслуживающий, соответствующий". Контексты второго типа не указывают, чему же именно соответствует и чего же конкретно заслуживает то, что характеризуется как достойное. Видимо, имеется в виду должное, соответствующее норме, принятой в культурно-нравственной традиции. Следовательно, достойное поведение - это "должное, нормальное поведение", достойная старость - это "старость, какой она должна быть в соответствии с принятыми в обществе нормами" и т.п.

Сохранять достоинство, соблюдать достоинство - это значит "поступать как должно, в соответствии с представлением о "нормативном" поведении человека". Быть Человеком! Это призыв к конкретному человеку соответствовать тому, каким должно быть. Однако достоинство может быть не только общечеловеческим, но национальным и профессиональным. И это тоже связано со званием и принадлежностью к определенной группе людей.

Человек сам может терять достоинство. Под влиянием низменных устремлений он может отклоняться от норм поведения, требуемых его званием и принадлежностью, не попадая непременно под действие статей Уголовного кодекса. Человек может лгать и пресмыкаться. В гневе и злобе - обижать других людей. В страхе и отчаянии - не справляться со своими чувствами. Во всех этих случаях можно говорить также о недостойных поступках, недостойном поведении.

Но и в достоинстве нужна мера. Плохо, когда кто-то начинает специально подчеркивать свое абсолютное "соответствие тому, каким должен быть человек". Тогда самоуважение начинает превышать норму, превращаясь в важность, высокомерие и зазнайство, имея в виду ощущение себя более достойным представителем человечества, чем кто-либо другой.

Другие люди не могут отнять у человека чувство собственного достоинства. Но они могут это достоинство унижать, оскорблять, попирать. Такое происходит тогда, когда с человеком обращаются не как с равным себе, но как с животным или вещью. И поступающий таким образом, сам того не желая, умаляет собственное достоинство.

Итак, человеческое достоинство - это неизменное соответствие тому должному, что характеризует Человека, уважение к самому себе и ответственность перед другими людьми, продиктованные званием человека и принадлежностью к человечеству. Такое понимание этого словосочетания помогает лучше понять завет академика Дмитрия Лихачева: "...возрождение чувства собственного достоинства... возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке... Именно это мы в значительной степени потеряли в нашем злополучном XX веке".

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе