Еще дышишь, старина?

Ярославль прожил тысячу лет. И только сейчас нашлись люди, для которых деньги важнее нашей истории

Ярославцы готовы подставить свою голову под башенный кран. Это не метафора. Это годами выстраданное право защитить то, что здесь называют душой города: знаменитую площадь основателя первого русского театра Федора Волкова. На самом деле это один из центральных моментов, поскольку борьба за палисадники, парки, дворы, которые создают неповторимый уют одного из красивейших городов, расположенных на Волге, ведется не один год.

Церковь Сретенье закрыта для обозрения ювелирным салоном

Жители выносят матрасы во двор, объявляют лежачую забастовку, обхватывают руками деревья, предназначенные к вырубке. Выходят с детьми охранять детские площадки. Иногда прикрепляют к дереву дощечку: «Это дерево посадил Путин».

Все в Ярославле знают Зинаиду Поваренкову. Четыре года длился судебный процесс, инициированный этой жительницей города. Война шла с мэрией против строительства на Волжской набережной новорусского особняка. Зинаиде угрожали неизвестные, потом чиновники. Вооруженная милиция сопровождала строительную технику.   

Заметим, что борьба велась за заповедную зону, где по определению запрещено строительство. Понадобились десятки независимых экспертиз, чтобы стало ясно: строительство опасно для жизни людей.

…Квартал № 29 тоже знаменит отчаянной борьбой с властями. Эту борьбу возглавила Ирина Овчарова.

— Мы не просто потратили три года. Это три года нашей жизни. Власть их у нас отняла.

Они уже знали, как приостановить строительство. Садились под башенный кран, пачками посылали телеграммы Путину (здесь вам и адресок дадут). Они знали самый действенный способ: сразу подать в суд. В таком случае строительство приостанавливается и можно подвергнуть экспертизе проект, по которому идет стройка.

Разрешительные документы на строительство столь невежественны и безответственны, что даже местный суд может признать стройку незаконной.

Парадокс ситуации в Ярос­лавле состоит в том, что именно после того, как историческая часть города была взята под охрану ЮНЕСКО (случилось это 15.07.2005 г.), строительство уродов-новоделов пошло в геометрической прогрессии. Вопрос возникает сам: куда смотрят архитекторы города?

Сообщаем: директор департамента архитектуры мэрии Игорь Лебедев сказал без обиняков: «Строительство новых зданий в историческом центре Ярославля будет продолжаться, несмотря на его включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО». Именно господин Лебедев подчеркнул огромный… коммерческий интерес к центру города.

Такова судьба Камня с землей городов-побратимов

Наконец, стало известно, что напротив театра Волкова будет построен торгово-развлекательный центр с подземными гаражами. Театр Волкова корреспондирует, как сказал бы архитектор, со знаменитой Знаменской башней, шедевром оборонного зодчества XVII века.

Новодел не только закроет башню, он разрушит исторический ансамбль.  Оскорблением национального достоинства называют действия властей жители города.

Старейший архитектор-реставратор Семен Новиков, отдавший Ярославской области свыше 40 лет своей жизни, рассказывает, как от новоделов умирают старинные города.

— Это особое искусство — строить вблизи исторических памятников. Вот Тутаев. Это чистая классика, но город уже умер от соседства с новоделом. Под строительными монстрами исчезает глубинный пласт — память историческая, вне которой мы не можем состояться народом.

В заповедной зоне необходимо соблюсти регулирование высоты строящихся зданий.
Сам Семен Евгеньевич считает, что оптимальный вариант для центра — партерно-горизонтальное решение пространства: цветы, фонтаны, открытые кафе. Что такое площадь в центре? Это воздух, которым напоен город.

— Видишь, как сходятся улицы к площади? Это лучевая застройка. Мой учитель немецкого языка это выразил так: вот идешь по улице-штрассе — и вдруг — бац! Пла-ац! Легкие задышали. В этом вздохе и есть назначение площадей.

Но вот одна незадача: документы, определяющие строительство в охраняемых зонах, допускают возможность построения объекта, если он возобновляет… утраченный объект.

Или, как изящно выразилась госпожа Т. Васильева (департамент культуры и туризма), неценное (?) строение может быть заменено новым, если «не мешает» восприятию памятников истории культуры.

Чиновница говорит это, зная, что уже под угрозой уникальная церковь Николы Рубленого XVII в. Она уже обнесена строительным забором. Уже церковь Сретенье закрыта для обозрения магазином «Золото».

Итак, имеет ли место на площади Волкова некий объем, который, говоря языком документа, утрачен, а значит, и возобновляем.

Да, в XIX веке здесь была построена гостиница с подозрительными номерами, презрительно называемая «кукуевкой». По имени купца Кукуева. Общественность бунтовала и тогда. Но купец, видимо, сговорился с властями. Кукуевка пала. Развалилась.

Многие помнят ее развалины. Вот ее место должен занять торгово-развлекательный (или культурно-развлекательный) центр с подземными гаражами.

Знаете, чего я не могу понять? Как на эти эксперименты, сжирающие город, смотрит мэр города В. Волончунас? Строитель по профессии. Видимо, есть какая-то причина, побуждающая мэра поддерживать авантюристов.

Застройщик господин Смоленский на одной из пресс-конференций говорил о парковках, о подземных переходах в центре Ярославля.

Почему надо спускаться под землю, чтобы не видеть знаменитых ярославских храмов, было неясно. Спрашивать об этом у застройщика бесполезно. Отдельные и часто стихийные выступления ярославцев за право жить в исторически сложившемся центре вылились в мощное гражданское сопротивление. Митинги собирают по четыре — пять тысяч жителей.

Возглавляет движение общественный Комитет по защите чести и достоинства г. Ярославля и ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО известило ярославцев, что «не имеет никаких сведений о каких-либо проектах крупномасштабного строительства, ведущихся в непосредственной близости или в пределах объекта мирового наследия» (из письма директора мирового наследия ЮНЕСКО господина Франческо Бандарина).

Оказывается, если появилось только намерение предпринять или санкционировать крупную реставрацию или строительство в районе, который находится под защитой конвенции, уведомление должно быть представлено в кратчайшие сроки. Как уведомляет Ярославль о своих намерениях, узнаем из письма заместителя прокурора В. Симшина: «Установлено, что мэрией Ярославля в период 2005—2007 годов не производилось уведомление». За это время в охранной зоне ЮНЕСКО построено 12 зданий, вырублен парк «Дружба», уничтожен Бутусовский парк, уничтожен парк Дружбы городов Финляндии и Ярославля, началось строительство у церкви Николы Рубленого.

Вот еще одно злодеяние, которое не могло пройти без санкции властей.

Был у Знаменской башни Камень Дружбы, на открытии которого присутствовали верхи города и лично мэр.

Идея: заложить в ячейки Камня земли разных городов и городов-побратимов. Процедура вложения в Камень земли того или иного города носила символический характер. Древний город, который через три года отметит свое тысячелетие, молодел от соприкосновения с отдаленными землями. Набирался новых сил. Становился центром притяжения.

К этому Камню приходили молодожены. Развевались флаги государств, чья земля украшала центр Ярославля. Однажды — Камень исчез. Земля дружеских городов выброшена за ненадобностью. А сам Камень, омываемый дождями, одиноко стоит у общественного туалета.

— Ну и чем мы лучше эстонцев? Те хоть памятник в целости и сохранности перенесли на кладбище, а мы чужую землю развеяли по ветру, — печалится Рэм Юстинов, известный общественный деятель Ярославля.

Противостояние общественности Ярославля и городских властей, за которым я наблюдаю в течение ряда лет, отражает существенные тенденции современного исторического процесса, характерные не только для Ярославля.

1. Власть не скрывает, что ее интересы глубоко чужды интересам народа. Коммунистический флер прошлой эпохи отброшен напрочь.

На пресс-конференции журналист Александр Смолин спросил чиновника:

— С одной стороны, существует коммерческий интерес к центру города. С другой — отрицательное отношение народа к стройке. Неужели мнение народное не является для властей данностью?

Чиновник не понял вопроса.

2. Власть не допускает контроля за своими действиями. Как сказал один чиновник журналистам: «Я ведь не учу вас, как писать — ямбом или хорембом».

На слушания по центру города общественность не пригласили. Люди пришли сами и все сказали. Присутствовал на этих слушаниях некий господин Маковецкий.

Каков статус этого господина, установить сложно. Одно время его считали представителем ЮНЕСКО. Одному из местных изданий господин Маковецкий поведал, что ЮНЕСКО не может запретить строительство. Это прерогатива российских властей. На митинге 1 апреля 2007 г. ярославцы проголосовали за отзыв Маковецкого со своего поста. Ярославцы говорят открыто: «Мы не хотим повторить печальный опыт Москвы».

Тенденция к сворачиванию роли общественности и уменьшению контроля за действиями властей пронизывает многие законы последнего времени.

К таким относится областной закон «Об охране исторических памятников». Именно этот закон исключил влияние общественности на градостроительную политику города.
3. Власть во имя достижения корыстных целей идет на тотальное вранье.

Известно, что все на той же площади Волкова уже начинались земляные работы. Однако мэр заявил, что работы на площади не ведутся, а слухи о застройке — это политическая провокация.

Документы на начало работ с точным обозначением застройщика рабочие передали «гражданскому сопротивлению».

…В пятистах метрах от театра Волкова стоит огромный серый забор. Вывеска гласит: «Здесь идет реконструкция теплотрассы (с ремонтом). Начало 01.07.07. Окончание 31.09.07». Как нам объяснил прораб, работы идут, чтобы вам, жителям, зимой было тепло.

Трогательной заботе мы не поверили. Затребовали документы.
На языке строительства это означает: «Земляные работы из-под пятна застройки». Здесь будет очередной развлекательный центр.

Рядом со стройкой огромных размеров растяжка со слоганом: «Живи сейчас». По-видимому, это и есть стратегия жизни властей. А теперь — внимание!

Ученые полагают: если властям удастся осуществить свои планы, ярославская цивилизация, как говорят здесь, погибнет.

— Шисселя на вас нет! — криком кричит гидролог Лидия Байкова.

Ученый Шиссель живет в Германии. Он наряду с другими крупными специалистами уже давно забил тревогу об угрожающем гидрологическом состоянии грунтов в исторической части города. В ходе строительства нарушаются естественные дрены. Проектировщики нередко не представляют данных об уровне подземные вод.

Ярославль, как известно, строился на песках. Нынешний строительный бум создает непомерные для почвы экологические нагрузки. Высокий уровень грунтовых вод таков, что при плотной застройке город всплывет, как Тритон. Это сравнение из научной статьи ведущих гидрологов Ярославля.

— Обмануть воду нельзя. Вы ее загнали под землю, она вернется гидрологическим потопом. Мы уже имеем такие примеры, — говорит Лидия Байкова.

Нам остается ввести еще одну фигуру. Главного игрока затеянного строительства в центре Ярославля. Это Яков Семенович Якушев, председатель комиссии по бюджету Ярославской думы.

Местный олигарх, владелец «заводов и пароходов». Представитель партии «Единая Россия».

Ведомо ли господину мнение народное? Да! Еще и как! Яков Якушев, как правило, глядя на толпу несогласных, приставляет к виску палец и крутит его.

Мировой опыт говорит, что в старых городах делается все, чтобы законсервировать центр, и если там проводятся работы, то с одной целью: современными строительными технологиями упрочить старинные постройки. Города не должны уставать.

Во всей ярославской эпопее есть один момент. Непонятный, так скажем. Еще в 2002 году губернатор области А. Лисицын в письме на имя мэра Ярославля В.В. Волончунаса отметил, что им, губернатором, направлено обращение М.М. Касьянову и председателю Госстроя Д. Шамзафарову. Смысл этого обращения: создать территории особого регулирования градостроительной деятельности федерального значения в заповедной зоне исторического центра Ярославля. Губернатор просит мэра приостановить предоставление земельных участков для любых целей на указанной территории.

До принятия решения правительством РФ по данному вопросу.

Одно из двух: или правительство РФ разрешило бурную строительную деятельность В. Волончунасу, или губернатор А. Лисицын давно не прохаживался по центру города.

P.S. Уже давно известны мероприятия по подготовке и празднованию 1000-летия Ярославля. Самое забавное состоит в том, что в числе этих мероприятий значится «проведение юбилейных презентаций в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже». Интересно, с какими глазами городские власти войдут в эту штаб-квартиру. ЮНЕСКО ведь им не указ. О чем они неоднократно заявляли вслух.

P.P.S. Когда верстался номер, в редакцию поступила копия исполнительного листа Кировского районного суда г. Ярославля. Суд определил: приостановить работы на площади Волкова.

Эльвира Горюхина

http://www.novayagazeta.ru/data/2007/84/21.html

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе