И солдат, и актер, и разведчик

15 февраля исполняется 21 год с того дня, когда последнее подразделение сороковой армии СССР покинуло Афганистан. Почти десять лет советские войска участвовали в гражданской войне среди гор этой маленькой восточной страны. По возвращении в 1989 году последних наших солдат на Родину правящий режим в Афганистане продержался около трех лет.


ТО, ЧТО Советский Союз пытался наладить в Афганистане хотя бы минимальную промышленность и экономику, общеизвестно. Американцы же сегодня поднимать уровень жизни в Афганистане явно не собираются. Гораздо интереснее и ближе заокеанским гос­подам его природные богатства.
Накануне очередной годовщины мы встретились с одним из участников афганской войны, который является не только оптимистом, но и творческой личностью. Это подполковник запаса Виктор Сергеевич Высоцкий.
Образование он получил в Минском высшем инженерном зенитном ракетном училище ПВО. Затем была служба.
В дальнейшем окончил в Новосибирске высшие курсы военной контрразведки. Такое решение Виктор Высоцкий принял не случайно. Его семья - это настоящая династия контрразведчиков. Дед прошел Великую Отечественную войну в военной контрразведке в «Смерше». Отец служил в особом отделе КГБ. А сегодня есть вероятность, что и сын Высоцкого пойдет служить в органы государственной безопасности. Сейчас он проходит срочную службу после окончания университета.
В Афганистан Виктора Высоцкого направили в 1986 году. Тогда он служил в Белгороде в звании старшего лейтенанта оперуполномоченным особого отдела КГБ СССР. За плечами было семь лет опыта армейской службы и три года в органах.
- На тот момент я уже был женат, имел сына и дочь. Чувствовал себя человеком состоявшимся. Поэтому и особой романтики в афганской войне не видел. Отдавал себе отчет, что это война, какие опасности и трудности ждут на ней.
Служил Виктор Высоцкий в населенном пункте Баграм, провинции Парван. Это около шестидесяти километров к севе-ру от Кабула. Основной его обязанностью стало
контрразведывательное обеспечение войск.
Агентура моджахедов вела постоянную разведку и подрывную деятельность. Кроме того, в Афганистан съехались представители крупнейших разведок мира. На кону стояли безграничные природные богатства этой страны. Более того, как рассказал Виктор Высоцкий, в конце семидесятых в Афганистане в окрестностях Кандагара открыли крупные залежи урана. Борьба за обладание топливом будущего еще более подстегнула активность мировых разведок. Англия, Франция, Китай, Пакистан... Агентов хватало повсюду.
- Доходило до того, что многие шпионы работали на две стороны - на бандформирования и на разведку одной из европейских стран или США, - говорит Виктор Высоцкий.
Впечатления от службы в Афганистане разные. Виктору Высоцкому особо памятна операция на Алихейль в мае - июне 1987 года:
- Подразделения нашей дивизии расположились менее чем в километре от пакистанской границы. Основные отряды духов ушли в Пакистан, остались мобильные группы по 5 - 7 человек. Наша артиллерия ежедневно наносила удары по местам их сосредоточения. Каждый день и по КПП дивизии духи выпускали от ста до ста пятидесяти осколочных и зажигательных реактивных снарядов. 8 июня 1987 года во время обстрела батальон связи потерял сразу трех солдат - Канонюка, Мещерякова и Агаева, а пятеро человек были тяжело ранены.
На этой же операции как-то возвращались с группой офицеров из штаба армии на двух бэтээрах. Не проехали и половины пути, видим: вертолет Ми-24 падает горящий. Из него два летчика выпрыгнули. Один приземлился в горы, другой - в ущелье. Конечно, решили: надо наших подбирать, пока их духи не перехватили. На одном бэтээре мы рванули по дороге за тем, кто в ущелье упал.
Смотрим: летчик приземлился на поле. С другой стороны дороги расположились правительственные войска - «зеленые». Я пулеметчику говорю: «Не подпускай афганцев, в случае чего стреляй в воздух». Мы вдвоем с моим бойцом-переводчиком Хувайдилоевым подбежали к летчику, помогли ему погасить и отстегнуть парашют, после чего вернулись на дорогу. А летчик-оператор, что на гору приземлился, был ранен. И так получилось, что на верху горы - наши, внизу - духи, а он - посередке. Четверо наших солдат побежали ему на помощь. Стали отстреливаться от духов, но те ударили из гранатометов, стреляя по деревьям, ранили всех. В конце концов их подавили вертолеты прикрытия. Тогда Ми-8 забрал с горы всех раненых и на обратном пути увидел наш БТР с парашютом и летчиком на броне. Он приземлился на том же поле. Мы посадили в него нашего летчика.
Только когда возвращались, подъехал еще один БТР, и прапорщик, которого все звали Шкипер за его бородку и курительную трубку, сказал мне: «Ты туда больше не ходи». «Почему?» - интересуюсь. «Поле, - отвечает, - заминировано, там уже несколько человек подорвались». Ничего себе! А мы по этому полю четыре раза проходили! Вот так. Чудом уцелели. Если бы только знали об этом, когда туда-сюда бегали!
Под конец операции мы с Сергеем Харламовым, начальником разведки 108-й дивизии, получили оперативную информацию о том, что духи хотят взять реванш и на обратной дороге устроить нам засаду. Агентура из числа афганцев указала места, где духи вырыли окопы, подготовили огневые точки для гранатометчиков и пулеметчиков. Командир дивизии генерал-майор Барынькин принял решение воспрепятствовать этому и в ответ устроить ловушку духам. Когда колонна вытянулась и начала движение, пособники бандформирований доложили главарям о движении колонны. Духи заняли позиции и приготовились к бою. В это время самоходная артиллерия и установки «Град» нанесли массированный удар с двух сторон вдоль дороги по позициям, в которых находились духи. Тогда бандиты потеряли около 200 человек. Вот что значит разведывательная информация, полученная вовремя, и адекватная на нее реакция.
Как любая война, афганская кампания не прошла для Виктора Высоцкого бесследно: он был один раз контужен, переболел тифом и гепатитом. Но все равно стойко перенес эти испытания и сохранил здоровый оптимизм. Самыми дорогими наградами за участие в афганской войне для него стали орден Красной Звезды и знак «За разминирование». Годы, проведенные в Афганистане, Виктор Высоцкий считает одними из лучших в своей жизни:
- На войне нет серых оттенков. Там все делится на черное и белое. Поэтому и людей сразу видно насквозь. Одна-две ситуации - и становится ясно, надежный человек или нет, хороший или плохой. В таких условиях и рождаются настоящая мужская дружба, боевое братство, которые позже люди проносят через всю жизнь.
Сегодня Виктор Сергеевич продолжает активный образ жизни:
- Летняя рыбалка для меня - это просто песня!
Регулярно ходит на охоту, когда открыт сезон. Собирает макеты оружия, амуницию времен афганской войны. В Ярославском музее-заповеднике около года работает выставка, посвященная тем событиям. Собрана она главным образом из запасов Виктора Высоцкого.
Особой любовью бывшего воина-интернационалиста стало кино. На данный момент он в разных качествах принял участие в создании тридцати шести фильмов. Был вторым режиссером, заместителем директора по картине, помощником, администратором. Работал и военным консультантом фильмов «Доктор Живаго», «Инструктор», «Хиромант», «Хиромант-2». Сам снялся в эпизодах восьми картин. Среди них «Порода», «Подкидной», «Рагин», «Слепой-2», «Платина».
Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе