Инстинкт Одиссея

Во времена разгула стихий где-то на заднем плане всегда начинает маячить грозный силует Мифа. Того самого, настоящего, в котором нет ничего от милых дестких сказок о пастушках и пастушках, о козликах и богинях с их яблоками. Трагедия перестает быть жанром, становясь бегущей строчкой на наших телеэкранах. Строчкой, пущенной слишком поздно.

Героическое приключение, столь интригующее на страницах книг, совершенно не интригует, когда приходит прямо к тебе в дом без приглашения. Только несчастье, только боль и слезы. Но там, во внешнем мире, в жадных до событий соцсетях, твоя история уже обработана до книжной. Сто тысяч пользователей, зевая, разводят чужую беду своими домыслами. И поделать с этим уже ничего нельзя. Нельзя пройти между молчанием, когда тебя с твоей бедой вообще не замечают, и безумной истерикой, когда твое горе становится чьей-то разменной картой, игральной фишкой на доске в нескончаемой партии. Нельзя пройти без потерь между Сциллой и Харибдой -- миф сообщает нам об этом, но мы всё время забываем.

В русском языке выражению “между Сциллой и Харибдой” иногда соответствует пословица “из огня да в полымя”, иногда -- “между двух огней”. Но у Гомера всё иначе. Сцилла и Харибда -- вовсе не одно и то же.

Сцилла (Скилла, Σκύλλα, лающая) -- бывшая красавица, превращенная в свирепое животное. Двенадцать лап и шесть голов. Харибда (Χάρυβδις) -- нечто, индивидуальности не имеющее. Она как раз и есть олицетворение бессмысленной стихии, морской водоворот. Так что у Одиссея выбор был, как сейчас частенько принято говорить, из двух зол. Кто бы объяснил древнегреческому Туру Хейердалу, что такой такой выбор порочен в своей сути. Одиссей так не думал. Он рассудил, что в огромном водовороте неминуемо сгинут все, а вот Сцилла успеет сожрать только шестерых. Позже этот сюжет мы часто видели в голливудский боевиках: чтобы спастись, надо жертвовать -- чем-то или кем-то.

И с древних времен люди инстинктивно выруливают к Сцилле. Это не означает, что воющее чудовище на скале им симпатично -- нет, у них просто нет иного выбора. Потому что с другой стороны -- бездна, которая с хлюпаньем поглотит тебя. Хаос. Небытие.

Сегодня, когда мутный информационный поток, связанный с катастрофой в Крымске (и -- шире -- на Кубани), начал медленно спадать, с трудом просачиваясь сквозь забитые стоки новостных лент во вчерашний день, обнажается всякое неприглядное: мусор, грязь, скрытая прежде  где-то в потайных расселинах блогов. Выясняется, что яростные противники нашей власти весьма похожи на своих вечных антагонистов. Лагеря, которые оформились под условными именами “освободителей” и “охранителей”, имеют между собой гораздо больше общего, чем те, кто пострадал от страшного наводнения. Иногда это выглядит именно так.

С обеих сторон (порой -- сквозь зубы, порой -- вполне открыто), говорится одно и то же: прежде всего пострадавшие виноваты сами. Ну, вот почему они такие, почему? Почему они не ценят хорошего отношения, заботы? В каком ещё государстве так нянчатся со своим населением? Возят их на вертолетах, показывают, объясняют, а они слухи распускают, мерзавцы, на камеру жалуются, льют воду на разные мельницы, когда такая сложная международная обстановка. Сами же выбрали себе власть, и сами же ей не верят. Где это видано? В какой ещё стране государство из бюджета восстанавливает частные дома? Живут в такой опасной зоне годами, а лодок себе не понакупили, спасательных жилетов и волшебных палочек madeinChina? Как прикажете работать с таким населением? Куркули, кубаноиды, живут в раю и потерпеть не могут, когда рай подтапливает раз в десять лет. Капризные, неблагодарные иждивенцы.

“Эхом Москвы” откликается противоположная сторона. Вот почему эти пострадавшие покорно голосовали за Путина и “Единую Россию”, и даже теперь, после всего, не бунтуют как следует, по-настоящему, с вилами и “красными петухами”? Рабы, все рабы, сверху донизу. Пусть уже смоет полностью вас в какой-нибудь коллектор, прости Господи. Сами сначала рассказывают ужасы, а потом сами же их опровергают. Гле плакаты “Долой!”, где митинги? Хотите счастливую жизнь на блюдечке? А на баррикады кто пойдет? Всё волонтеры за вас должны делать, а вы сами-то чего? Выбрали себе капитализм, ешьте его теперь ложкой (вариант -- хотели социализма, так вот это его родимые пятна, кушайте). Не помог вам ваш Боженька, да? Ну, славьте и дальше РПЦ. Пока в Японии (Америке, Европе) всё чудесно обустроено и такого бардака не бывает, а если и бывает, то никто не гибнет, а если и гибнет, то цивилизованно.

Так почему же они такие там за МКАДом? Сложно разобраться с бритвой Оккама в киселе Маккейна.

Стороны соревнуются, оказывая пострадавшим помощь, но вот это раздражение -- его же не скрыть. Конечно, все люди, и милосердие неумолимо стучится в сердца, но ни для одного лагеря далекая страна по-настоящему не является своей. Вельможный “охранитель” с вельможным “освободителем” могут волками смотреть друг на друга из-за разных столиков в “Пушкине”, но после третьей -- отчего бы им и не почеломкаться и не посетовать на страну, для которой Пушкин -- до сих пор поэт, а не ресторан.

А в это время обычный человек смотрит на политический Олимп снизу и ничего хорошего оттуда не ждет. У обитателей там какие-то свои разборки, которые внизу никого не интересуют по большому счету. Молния с Олимпа? Беги. Огоньку предлагают? Бери. Но не надейся, что дела смертных волнуют небожителей больше, чем помятое крыло на колеснице.

Обычному человеку, допустим, тяжело понять, откуда на него посыпался десант добрых волонтеров. Кто эти люди? Все студенты, что ли, на каникулах? А откуда у студентов деньги на проезд? Обычный человек, сопереживая соседу, может только копейку на счет перевести -- это всё. У него дела и заботы, семья, обязательства, работа, с которой в срочный отпуск ещё и не отпустят, а до зарплаты ещё неделя, а кошелек уже почти пуст. А надо ещё пару кредитов выплачивать и тещу отвезти к больной бабушке. Мелкие такие заботы совсем не государственного масштаба. А у нас, оказывается, есть сотни человек, которые готовы по первому звонку ехать помогать, выяснять и информировать. Отлично. Но только не подскажите, как тут проплыть к Сцилле?

И сегодня для жителей юга лающая Сцилла -- это вопли в Интернете и прессе. Противно, чего там. Когда с камерами прут в твое разрушенное жилище, снимают твою пожилую тетку, голосящую, в слезах, буквально вымогая из неё признание: “А вы думаете, это из водохранилища воды спустили? Тут у вас как считают?” Но без этого шума будет хуже. Сначала выделили по десять тысяч на человека, потом выяснилось, что для больших семей есть ограничение в пятьдесят тысяч (как будто большим семьям легче), потом Ткачев, вроде, ограничение отменил. Потому что шум. Завтра что-то новое произойдет, забудут. Лающим в сети повод не так важен: сотня трупов и тысячи пострадавших -- или один мальчик-гей, которого без его согласия держат в больнице. Сегодня едем выручать мальчика, завтра -- раздавать гуманитарку. Жизнь насыщена чужими приключениями.

А четвертого марта для жителей всей страны Сциллой была действующая власть. Поэтому за неё и голосовали. Кусается, да, но на другом пути -- воронка анархии, водоворот безумных амбиций.

Так мы и плывем год за годом, давно не надеясь причалить к Итаке. Был бы Посейдон миролюбив, да это не от нас зависит.

источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе