Любите Тютчева – вам в круг друзей Знаменского

Угличан познакомили с проектом восстановления усадьбы и создания мемориально-музейного комплекса.

Об усадьбе Тютчевых в Знаменском мы пишем регулярно. Пару лет назад у неё появились спасатели Сергей Дзекунов и Алексей Волчок, которые постоянно прикладывают серьёзные усилия, чтобы тютчевское место не кануло в небытие.



ХРАНИТЕЛИ ТЮТЧЕВСКОГО МЕСТА

Работы сподвижники по спасению начали с храма Знамения, чтобы закрыть крышу и остановить разрушение. Сергей зимой завёз материал и думал, как начать одному ремонт, но тут неожиданно пришла подмога – летом прошлого года московский архитектор Виктор Попов, заручившись поддержкой мецената и получив благословение правящего архиерея Переславской и Угличской епархии Феоктиста, приехал в Знаменское, чтобы начать консервацию церкви. Его бригада вела работы с сентября по декабрь.

– На сегодняшний день мы почти сделали кровлю над трапезной, от полностью временной мы отказались, по внешним параметрам она соответствует той кровле, которая была до того, чтобы в дальнейшем не переделывать покрытие. У нас на объекте работали реставраторы действительно федерального уровня – Сергей Андреевич Карташов из Рыбинска, также приезжала консультировать реставратор и архитектор Наталья Николаевна Гончарова. Сергей – идеолог нашей работы. И вот по его идее мы крышу поставили на столбики, то есть у нас вот эти вот торцы кирпичные, во-первых, для проветривания, во-вторых, для того чтобы в дальнейшем мы могли сделать вытяжку, хотя мы пока на это не ориентируемся. Но, тем не менее, если вдруг в храм её будут устанавливать, то под эту кровлю, всё просохнет, но там сейчас не только плесень, кирпичи падают, слава Богу, ещё никому на голову не падали.

Когда бригада приступила к работе, то первым делом сняли с крыши почти метр слоя земли. Везде поросли деревья. Пришлось выкорчевывать. В процессе работы оказалось, что сейчас в серьёзной опасности находится алтарь, стена уже отходит, то есть на это оказали влияние, видимо, какие-то внутренние природные вещи, наверное, там поплыл грунт. Сейчас Виктор Попов консультируется в Москве со специалистами, с конструкторами, с реставраторами, чтобы понять, как спасать. Будут как-то укреплять, кроме этого, снимать грунт для того, чтобы не мокли стены. На алтаре сейчас строители работу приостановили на зиму, только снег вычистили, там примерно процентов на пятьдесят сохранились деревянные конструкции. Реставраторам, конечно, жалко их убирать, и они решили их максимально сохранять, только то, что гнилое ликвидировать. Задача перед ними стоит понятная – сохранить храм.

– Мы пытаемся завязать контакты, есть такие ребята, которые себя называют «Спаси храм», они вот так же делают временно, – рассказал о том, что происходит в настоящее время в процессе консервации храма Виктор Попов. – Мы будем вопрос решать: либо леса строить, что дорого, либо они нам помогут сделать конструкции. Сейчас мы алтарем займёмся и накроем временно колокольню. И есть, так скажем, такие культурологические идеи: алтарь восстановить, оживить здание, жизнь в него вдохнуть, и пространство, которое там есть, использовать для какой-то исторической экспозиции. Храм этот уже приписали к Головину, то есть церковный статус у него уже есть. Это сделал угличский благочинный отец Николай (Шишкин).

Тем временем, Сергей Дзекунов, пользуясь зимней крепкой дорогой, завёз в Знаменское лес для ремонта тютчевского дома.


– Этой снежной зимой дом снова сильно пострадал – рухнула большая часть крыши, – рассказывает хозяин Знаменского. – Нужно срочно возвести временную крышу, чтобы остановить разрушение и сохранить дом. А потом уже приглашать профессиональных реставраторов. Для бригады подготовлена бытовка с печкой, проведено электричество. Скоро начнутся противоаварийные работы.

Вообще, Знаменское во все времена объединяло замечательных людей, которым было важно сохранить и исследовать тютчевское место. Им занимались мышкинцы, вдохновлённые своим предводителем и мыслителем Владимиром Александровичем Гречухиным: латали на барском доме крышу, искали и находили важные артефакты, привозили туда известных тютчеведов, талантливых художников… Много помогали и угличане: директор архива Татьяна Третьякова, краевед Ольга Городецкая… Ежегодно в Знаменском проводится тютчевский фестиваль, глава поселения Татьяна Малофеева смогла три года назад провести работы, чтобы дорога к усадьбе стала проезжей. Отрадно, что находятся те, кто продолжил благое дело. Тютчевский круг постоянно расширяется. Вошёл в него и заслуженный путешественник России Александр Синельник. Он недавно закончил макет усадебного дома и макет храма. Они будут выставлены сначала в Музее авангарда и наивного искусства. Возможно, там же и стоится первое собрание клуба друзей Знаменского. Только сообща можно спасти это значимое для всей России место. Кстати, решено попытаться придать ему, как особому объекту культурного наследия, статус «достопримечательное место». В мае будет проводиться экспертиза, а потом подготовлены документы в департамент наследия.



ЗНАКОМЬТЕСЬ – ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ УСАДЬБЫ ТЮТЧЕВЫХ

Недавно в Красной гостиной кремля на очередном заседании Угличского отделения ЯРО ВООПИиК очень интересно выступил специальный гость – преподаватель кафедры архитектуры ГУЗа Игорь Дмитриев. Он познакомил нас, угличан, с проектом восстановления усадьбы Тютчевых в Знаменском и создания там мемориально-музейного комплекса. Масштабную работы в прошлом году выполнили две дипломницы вуза, теперь уже архитекторы Лариса Асмолова и Елизавета Брага.

– Как вы хорошо знаете, – начал своё выступление Игорь Кимович, – сохранившееся здание в Знаменском – это то, что осталось от усадебного дома Тютчевых – оно в аварийном состоянии, туда опасно заходить. Кроме храма и остатков кладбища, больше в округе ничего нет. Студенты-дипломники делают не только проект восстановления, они по концепции должны ещё ряд зданий расположить рядом, то есть идёт не только о восстановлении, но и об обустройстве. Однако в первую очередь задача стояла, конечно, чтобы воссоздать в проекте облик главной жемчужины – самой усадьбы, чтобы это соответствовало тютчевской эпохе, сохранить дух начала девятнадцатого века. И при этом использовать один из основных принципов ЮНЕСКО – при работе с памятником максимально сохранить его внешний облик, при этом нагрузку и усилия желательно перераспределить на поддерживающие конструкции, которые будут функционировать вне памятника. Подобное было сделано, например, в Греции – Парфенон. Внутри использован несущий металлокаркас, который и возьмёт всю нагрузку на себя. А нынешние полусгнившие стены становятся только ограждающей конструкцией. Внутренний каркас практически не виден, но памятник сохраняется, Есть много примеров спасения исторических памятников, иллюстрирующих очень интересный подход ЮНЕСКО. Подобные идеи мы используем и при реставрации этого дома.


Как рассказал дальше Игорь Дмитриев, они посчитали, что в основном доме Тютчевых – первый этаж – уместно применить технологию отштукатуренного деревянного фасада. Задний фасад останется в прежнем виде, но по проекту будет укреплён. Естественно, кровельная часть будет вся новая. А боковой фасад, по идее дипломниц, будет представлен в смешанном виде.

– Дело в том, что это музейный комплекс, – пояснил идею преподаватель ГУЗа. – Примерно так же, как, например, в Мураново, нам необходимо иметь в доме лекционный зал, архив, библиотеку, небольшой кинозал для того, чтобы можно было провести какие-то встречи, конференции, поэтому мы оборудуем под это подвальную часть в качестве цокольного этажа, несколько расширенную. Нам необходимо передать усадебный дух. Если оставить так, как есть, это будет просто вид избы из шести стенок. Мы же при слове «усадьба» обычно представляем себе комплекс, как в Карабихе, если говорить о Ярославской области. Всё-таки необходима въездная, входная часть, которая будет создавать саму идею усадьбы. Для этого мы создадим деревянные колонны, оштукатуренные по старинным технологиям девятнадцатого века.

Как спасти деревянный дом? Конечно, сейчас его желательно накрыть, разбирать не надо. По технологии подводится фундамент, дом опускается на новый цокольный этаж, но всё это делается постепенно, не сразу. Мы должны чётко следовать технологиям, которые были, и тут они все соблюдены.

Вот такая очень интересная реставрация. Кроме того, Елизавета Брага сделала целый комплекс из различных сооружений дополнительно: например, конюшню. То есть, это целый такой музейный большой комплекс, по типу Петергофа. Это всё пока не просчитано, это просто идеи молодых архитекторов.

Игорь Кимович затронул и финансовую часть. По его расчётам, усадьба будет стоить максимум как коттедж, не больше: примерно 10 миллионов рублей. Но зато в Знаменском получится центр культурного достояния.

В дипломной работе студенток зонирование, технология – всё отработано. Стоит отметить, что они решили сохранить печное отопление внутри и добавить использование электрической энергии для отопления на основе теплового насоса, что будет дешевле, чем проводить газ. Есть и другие моменты, даже защита от молний.


Спасать, конечно, необходимо и храм Знамения. В работе студенток это тоже есть. Лариса Асмолова создала эскиз нового образа. Всё должно быть так, как на фотографиях, которые сохранились: шатры, шпиль. Студентка ввела только одну деталь – небольшую колоннаду. По её мнению, ряд храмов той архитектуры имели такую часть, и без неё здание выглядит незавершённым. Вероятно, колоннада имелась изначально в планах строительства, но не была сделана из-за недостатка средств или ещё по какой-либо причине. Она будет логично смотреться здесь как выход из центральной части храма.

– Вот такое у нас предложение Угличскому району, – подвёл итог своего выступления Игорь Дмитриевич. – Мы вам его дарим, и этот проект уже можно использовать. Если хорошая бригада есть, можно уже начинать восстановление по готовому плану и в то же время собирать материалы, связанные с Тютчевым, для музея. Восстанавливая усадьбу, самое главное – сохранить идею и дух тютчевского времени.

Автор
Алексей СУСЛОВ. Фото Ивана БИЗИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе