Люди продолжают покупать игрушки и конфеты для сирот. Почему это вредит, а не помогает

И о чем на самом деле мечтают в детдомах перед Новым годом.
Фото: dedmorozim.ru


«Мальчик сказал: “Я понимаю, кому мы пишем, поэтому я прошу смартфон. Но если бы можно было и правда загадать одно-единственное настоящее желание, я бы попросил, чтобы меня кто-то полюбил и забрал отсюда”». Почему сиротам вредят дорогие подарки от незнакомцев и что для них можно сделать сейчас, рассказала руководитель Клуба приемных семей Фонда «Арифметика добра» и мама пяти детей Светлана Строганова.


Светлана Строганова с приемной дочерью Полиной


Год назад, готовясь к выступлению на журфаке МГУ на тему благотворительности, я столкнулась с парадоксом.

Русфонд проводил исследования, где один из вопросов был, кому больше всего хотят помогать люди. 

На первое место с огромным отрывом вырвались дети-сироты — 69% опрошенных хотят помогать именно им.

На втором месте были неизлечимо больные дети, потом шли инвалиды, животные, старики. Абсолютные аутсайдеры (меньше 1%) — бездомные, алкоголики и наркоманы, многодетные малоимущие, мигранты, заключенные.

А теперь давайте спросим себя, откуда берутся дети в детских домах?

Конечно, профилактика всегда выгоднее, но чисто психологически детей-сирот нам жалко, а взрослых часто нет. И порой мы искренне верим, что то положение, в котором эти взрослые оказались — это их добровольный выбор.



Ноутбуки, дроны и микроволновки

За свою жизнь вы наверняка не раз сталкивались с просьбами помочь детям-сиротам. Вчера меня об этом попросили на кассе «Детского мира». Я промычала: «Угу. Этим и промышляю».

Но настойчивая девушка не хотела меня отпускать и объяснила, что надо купить небольшую игрушку на кассе (там на выбор лежит что-то в специальном лотке), и это сделает счастливым какого-нибудь ребенка. 

Неужели все так просто?

В нашей стране 45 000 детей-сирот. Среди них 80% детей возраста 10 лет и старше, поэтому то, что предлагают купить на кассе в «Детском мире», им уже не подходит по возрасту, остальные 9 000 детей раскиданы по всей стране, в Москве малышей будет пара сотен.

Сколько накупили добрые граждане мягких игрушек и конструкторов за полтора месяца этой акции?

Другие супермаркеты не отстают от этого новогоднего чеса.

Елена Мачинская на своей странице написала про призывы к покупателям выполнить детские мечты:

Скатерть, чтобы хорошо мылась, Петя, 16 лет
Микроволновая печь, Ира, 12 лет
Принтер со сканером, Гриша, 14 лет
Ножи и разделочная доска, Егор, 15 лет
Ноутбук, Арина, 15 лет
Увлажнитель воздуха, Данила, 17 лет

Вы верите, что дети мечтают именно об этом? Мне такие «мечты» кажутся немного странными? Ну, вот разве что в ноутбук верится легко. Но много ли детей просят у родителей на Новый год ноутбуки?

И все же – люди продолжают покупать игрушки в магазинах, реагировать на сборы подарков в интернете и при этом искренне верят, что несут детям радость и счастье.

Так ли это?

И да, и нет.

Я не буду сейчас говорить стандартное «подарки в детские дома — это плохо».

В подарках ничего плохого нет, если они уместны.

Одна моя знакомая, известный журналист, каждый год возит подарки на Новый год в детский дом детям. Однако стоит заметить, что всех этих детей она знает по имени, в течение всего года общается с ребятами, знает про их жизнь и нужды, помогает им постоянно. Вот так делать — правильно.

Но обычно большинство людей вспоминают про сирот два раза в год — зимой, накануне Нового года, и летом — в День защиты детей.

Тогда детские дома превращаются в смесь алтаря и контактного зоопарка, куда как жертвоприношения добряки свозят мешки с подарками и вручают их детям (если повезет, получится сделать несколько фоток со счастливыми мордашками).



Как поддержать детей деньгами или делом

Каждый год в ноябре и декабре я получаю звонки от компаний или известных людей, которые просят организовать доступ к детям-сиротам, чтобы можно было их поздравить, что-то подарить и потискать, если повезет.

Каждый год я часами разговариваю по телефону и объясняю, что самая большая проблема у детей в детском доме — это не отсутствие конфет или конструктора, а потребность в своем собственном значимом взрослом.


Или проще говоря — каждый ребенок хочет, чтобы его кто-то любил. Кто-то конкретный, персональный и лично его, именно этого ребенка.


Ну ок, не любил, но чтобы он о нем знал, думал, переживал, заботился.

Поэтому, конечно, лучший способ помочь детям в детском доме — это помочь «сиротскому» фонду. «Арифметика добра», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Измени одну жизнь», «Дети ждут», «Семья», «Найди семью» и другие. Все эти фонды не делают разовые набеги в детские дома, а круглый год решают проблемы детей — ищут им родителей, наставников, помогают в реабилитации, в обучении, в профориентации.

И как можно помочь сиротам не деньгами?

Вы можете стать наставником одного конкретного ребенка, пройдя курс обучения в фонде «Арифметика добра». Вы можете помочь ребенку в его профориентации, став виртуальным наставником в программе «Арифметика успеха» — у ребят есть желание узнать про самые разные профессии: врач, повар, певица, баскетболист, капитан корабля, гостиничный управляющий, стилист, актер и даже спецназовец.

В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» есть потребность в больничных нянях или волонтерах для проведения разовых акций.

В фонде «Измени одну жизнь» вы можете стать ангелом-хранителем конкретного ребенка, распространяя о нем информацию в своих соцсетях и помогая искать ему родителей.

Ну и почти во всех «сиротских» фондах проходят различные новогодние благотворительные ярмарки, забеги, фестивали, где каждый желающий может принять участие и своим трудом помочь детям-сиротам.

Я глубоко убеждена, что правильная помощь должна иметь понятную цель и не быть токсичной для всех ее участников.

Ну и последнее: в благотворительности часто принято ругать тех, кто собирает подарки сиротам к праздникам. Я понимаю, мы и правда устали твердить, что приучение детей к халяве от совершенно незнакомых людей служит им плохую службу — когда они выйдут в 18 лет из детского дома, сиротами они быть не перестанут, но дарить им уже никто ничего не будет, и помогать тоже.

И все же я благодарна людям, которые составляют списки «Миша К., 12 лет, планшет или дрон» — они правда хотят сделать доброе дело. И очень часто они готовы к конструктивному диалогу и совместным позитивным действиям.

Ну и в конце приведу слова одного парня из детского дома, с которым я общалась чуть больше года назад. Их группу в детском доме воспитатели посадили писать «письма Деду Морозу». Ему было около 13, и он сказал мне: «Ну я ж не дурак. Я понимаю, кому мы пишем, поэтому я прошу смартфон. Но если бы можно было и правда загадать одно-единственное настоящее желание, я бы попросил, чтобы меня кто-то полюбил и забрал отсюда».

Автор
Светлана Строганова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе