Муха денежку нашла

А если это не искусство? Сериал «Школа» начинает телевизионный год с промоскандала

Сериал Гай Германики подаёт школу глазами летучего насекомого. Это и есть авторское видение. Как если бы мухе дали в лапки камеру или вмонтировали бы в неё какую-нибудь «нанотехнологию».

Сериал «Школа» Валерии Гай Германики уже взбаламутил Сеть, став среди блогеров событием и даже скандалом. Адресованные в самые высокие инстанции просьбы о закрытии показа, о снятии с эфира — это такой крутой промоушен. Все об этом судачат, все ссылаются, комментариями брызжут.

Первый канал, надо полагать, в восторге. Ничто на ТВ уже многие сезоны так не резонировало. Первый канал знает, как оставаться первым, даже если прямо под боком нейтральное РТР превращается в амбициозную «Россию-1».

В качестве поддержки гремящей «Школы» на «Закрытом показе» у Александра Гордона проходит эпатирующее «Все умрут, а я останусь» той же Гай Германики. Грамотно, очень грамотно.

Что им Гекуба?

Остаётся обратиться куда-нибудь со злобным призывом не закрывать сериал. Во-первых, не надо навешивать ореол мученичества этому весьма прагматичному проекту. Во-вторых, надо дождаться, чтобы кто-нибудь всмотрелся в «Школу» повнимательнее и немного подумал о том, что ему показывают.

Пока большинство блогеров обсуждают степень достоверности в отображении школьной жизни и её участников. Одни пишут о том, насколько «Школа» точно фиксирует современные школьные реалии.

Другие отрицают жизненную правдивость этого сериала. Мол, всё не так, все дети не такие, учителя не этакие. (По мне, так вообще в большинстве школ учителя-мужчины практически отсутствуют, попадаются только в качестве преподавателей физкультуры у мальчиков, а в «Школе» мужских фигур явный перебор, и это уже неправда.)

Очень драматичные споры, но бесполезные.

«Школа» есть телесериал, а телесериал есть вид искусства и даже, не побоюсь этого слова, жанр. И жанру этому присущи некоторые художественные свойства: вымышленная история, вымышленные действующие лица, обладающие или не обладающие некоторыми качествами, материально-пространственная среда, в которой развивается сюжет. Стилистика съёмки. Монтаж. Ракурсы. Планы.

Дальше хочется перейти на ненормативную лексику, чтобы закрепить существенность всего перечисленного.

«Школа» являет оппозицию клишированной условности сериалов, которая у многих вызывает идиосинкразию.

Общие беды сериалов — статичная камера, ленивый монтаж, превращающие кадр в тупую театральную мизансцену-разводку, снятую на плёнку. Отфильтрованность звукоряда до такой степени, что можно заподозрить героев в житии внутри большой банки или коробки. Засилье павильонных съёмок и есть воплощение «коробочного» мира. Идеализация внешности героев, нереалистические наряды, причёски, макияж, маникюр. Показная мимика, искусственные интонации, длительные и прямолинейные выяснения отношений. Можно ещё долго перечислять. Понятно, о чём речь.

Подобные свойства способны резко убавить реалистичность даже самой жизненной истории. Но хитрость в том, что и отсутствие подобных свойств автоматически не прибавляет достоверности. И по очень простой причине.

Чтобы искусство было правдивым, оно должно быть правдивым искусством, а не просто правдивым. Это прямой репортаж может быть просто правдивым.

Искусство должно нести правдивое жизненное содержание в слиянии с такой художественной формой, которая будет правдивой и восприниматься тоже будет как правдивая.

Тут следует оговориться, что эта погоня за художественной правдой, достоверностью и доподлинностью стала мукой для художников, желающих быть реалистами.

С тех пор как особо одарённые творческие люди изобрели реализм, всем остальным нет покоя. Достоверность и её иллюзии ускользают, устаревают или рискуют разминуться с художественностью.

Когда-то пьесы Виктора Розова казались воинствующим реализмом. Появилась Людмила Петрушевская и пьесы «новой волны», и Розов стал восприниматься как старомодная театральщина, риторика в духе классицизма.

«Школа» претендует на то, что бьёт всех нас наотмашь яростным и жестоким реализмом. Конечно, рядом с «Маргошей» и «Папиными дочками» и не такое почудится.

Но посмотрим «Школу», абстрагируясь от сериального контекста.

Что нам Гекуба?

Первое, что мы видим, — это усиленные попытки работать ручной камерой, которая дрожит, кренится, прыгает вместе с шагами оператора. Одним словом, не даёт удобной вылизанной картинки, а делает кадр колючим, некрасивым, некомфортным для зрительского глаза.

Ладно, пусть так. Но что этот «взгляд» камеры в духе «Догмы» подразумевает? За что боролась «Догма»? За тождественность киноглаза человеческому взгляду. За возвращение в кино человеческого измерения, человеческих возможностей зрения, а не сверхчеловеческих, как в Голливуде. Человек видит то, что творится в мире героев. Человек фиксирует, не воспаряя над своей человеческой физиологией.

Но в «Школе» этого человеческого измерения не чувствуется. Киноглаз то блуждает где-то на уровне ширинок, то «садится» на чью-то куртку, двигается намеренно хаотично.

Часто идёт агрессивный монтаж крупных и сверхкрупных планов. К примеру, идёт камерная сцена, разговор учительницы тет-а-тет с матерью ученицы. То камера зависает вплотную к оскалу улыбающейся учительницы, то маячит прямо перед носом матери, заслоняя пространство класса массивом щеки.

Если камера тождественна человеческому взгляду того, кто ею владеет, то где этот кто-то находится во время разговора с глазу на глаз двух героинь? Почему так близко к ним он подходит, чуть ли не в рот и в ноздри им заглядывает?

Никакой достоверности визуального ряда в «Школе» нет уже из-за таких приёмов. Ими тут злоупотребляют по очень простой причине: они создают атмосферу агрессивного и некомфортного зрелища, которая очень в моде на Западе в фестивальном кино.

Сериал Валерии Гай Германики подаёт нам школьный мир как бы глазами летучего насекомого. Это и есть авторское видение. Как если бы мухе дали в лапки камеру или вмонтировали бы ей какую-нибудь «нанотехнологию».

И вот она летает с чьих-то задних карманов на молнию спереди, с куртки на обои, с обоев на лист салата, кем-то отправляемый в рот, со лба на нос, с носа одного героя норовит залететь в рот или ухо другого.

Очень содержательные полёты. Быть может, эта летающая особь весьма точно фиксирует всё, что попадает в её поле зрения, ведь она не умеет быть субъективной.

Только не нужен мне такой объективизм. Не надо убеждать меня, что именно точка зрения летающего насекомого отображает мир таким, каков он есть. Я всё-таки склонна больше доверять человеку.

Человеческие заблуждения и субъективности мне дороже.

Но дело даже не в этом, а в том, что для летучего авторского alter ego фиксируемый на камеру мир — это мир чужой, в нём живут другие виды и породы, с которыми автор не желает иметь ничего общего.

«Школа» вызывает у многих шок совсем не потому, что рассказывает о школе какие-то совершенно новые и непривычные ужасы.

«Школа» собирает все ужасы, которые известны нам из массмедиа, и подаёт их ещё более отстранённо. Отчуждённо. С плотоядной брезгливостью. Фе, какое болото. Ух, чума, какое болото. Очередное жюри пропрётся.

Нормальное реалистическое искусство всегда занималось душевным присвоением тех бед, кошмаров и конфликтов, к которым сам автор в своей жизни не имел никакого отношения.

Искусство основывалось на готовности творчески обжить любой самый гадкий мир, душевно объединиться и породниться с самыми отвратными персонами, раз они стабильно существуют в авторском творческом сознании.

Автор делал этот мир интересным и содержательным для зрителя и читателя. Если бы не Чехов, можно было бы себе пулю в лоб пустить от одного пребывания рядом с героями «Чайки».

Если бы не Гоголь, даром никому не был бы нужен занудный бездарный Башмачкин. Но авторы сумели полюбить этих людей, присвоить их беды, увидеть в них полноценных представителей человечества, современности, общественных драм.

И эти жуткие люди получились полноценными художественными образами.

В «Школе» не чувствуется даже тени подобных душевных движений. Здесь нет душевной работы автора над собой, она упразднена. Остаётся одна сторонняя фиксация внешних картинок отстоя.

Что показывает автор «Школы»? Примитивные школьники с очень убогим словарным запасом и ещё более жалким сознанием. Неинтересные учителя со своими некрасивыми проблемами и слабостями. Невнятные родители.

Человеческие отношения аморфные или агрессивные. Жизненные цели отсутствуют или опять же примитивны. А как примитивны? А вот так, примитивны, подробнее не скажешь.

Дело не в том, что духовная неполноценность школьного мира показана в «Школе» слишком вызывающе. Эта духовная неполноценность показана в свою очередь примитивно. В ней не видно ничего, что нельзя было бы ухватить, проехавшись с двумя отвязными тинейджерами в лифте или послушав их разговор на остановке.

Но художник на то и художник, чтобы знать подробности, чтобы чуять и воплощать нечто такое, чего не видно без художественной образности.

И Гоголь, и Чехов, и Фолкнер, и Хемингуэй были великими в том числе потому, что умели показать сложность человеческой примитивности.

Они открывали глубину и замысловатость духовного оскудения. Они видели многосложные корни убожества людей и жизненных явлений. Они делали тонкие художественные смыслы из грубой пустоты жизни.

История в деталях

Стоп. А есть ли тут хоть какая-то деталь, которая кого-то выделяет из этой смази придурков, отморозков и никаких? Есть ли хоть кто-то не совсем ординарный?

Ага, одна девочка упорно занимается народными танцами. И с идиотской улыбкой упорно танцует «Валенки, валенки» на торжественном концерте, не замечая ничего, что творится вокруг. И?.. А ничего. На этом показ человеческой неординарности героини обрывается.

Это называется придумать персонажу фишку. Если некогда и нет творческой тяги сочинять полноценную индивидуальность, а отделить персонажа от прочей массы всё-таки надо, навешивают фишку.

Так старшая из сестёр в «Сёстрах» Сергея Бодрова вдруг обматывалась занавеской и начинала изображать индийский танец. Типа у неё есть хрустальная наивная мечта. Вот она какая.

Так главный герой Лис в «Антикиллере» очень хотел съездить на Кубу. Кругом бойня, кровь, грязь, а он про Кубу мечтает. Помечтал пару кадров — и хватит душой заниматься, можно дальше гнать неуклюжий экшен.

Валерия Гай Германика недалеко ушла от фишечного ремесла.

Каждый из нас может рассказать достаточно колоритных хорроров про школу или институт, вспомнить что-то удивительно трогательное, доброе или неожиданное, странное.

Мы все учились в школе, у каждого из нас свои представления и своя правда о типичном и нетипичном в этом учреждении. Но пока в ЖЖ решаются проблемы соотношения сериала и жизни, социальных бед, нравственных проколов, я задаю себе другой вопрос о сериале «Школа».

А если это не искусство?

CHASKOR.RU


Посмотрела я 20 минут сериала "Школа". Да, я любопытна до невозможности.

Еще я пишу учебное пособие, а от этого занятия отвлекает ВСЁ. Ну, вы понимаете. К сожалению, ознакомиться со всем шедевром этой самой Гармоники Германики я не смогу.

Еще лет 10 назад, когда Ларс фон Триер взял на плечо камеру и стал снимать вот это вот трясучее попурри из плохо покромсанных кадров с нечетким звуком и размытым изображением, провозгласив это дело искусством, я сказала себе: Вот и хорошо. Это - в Канны. Как только я перееду на ПМЖ в Канны, и меня начнет тошнит от лазурного моря, белых облаков, пальм, лимузинов и божоле - так тут же я и присяду в кинотеатре, и посмотрю весь это мрак с начала до конца. Аминь. Вплоть до переселения в Канны прошу меня с таким кином не беспокоить.

Да, так про "Школу".

Смотреть этого "Триера для бедных" более 20 минут оказалось для меня невозможным, поэтому концепция автора останется для меня нераскрытой. Постараюсь пережить это событие.

Кое-какие выводы я для себя, однако, сделала. Подчеркиваю: исключительно ДЛЯ СЕБЯ.

Вывод номер один:

Программа "Дом-2" оказала ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЕ влияние на население в целом, и молодых режиссеров в частности. Этика, эстетика, проблематика и глубина этой великолепной программы...

Ну да ладно. Не будем об очевидном.

Будем о содержании.

Знаете, вот у меня есть попа. Как бы, задница. Думаю, это не секрет.

Если вставить в нее (в попу) видеокамеру, и транслировать изображение в телевизор, мы получим картину меня. Абсолютно правдивую. Практически, документальную.

Если еще камеру иногда ронять, и трястись похмельно, то прямо точно будет.

- Вот она какая, эта ваша Татьянавиктна, - скажем мы. И не соврем, ибо кто посмеет сказать, что документальный фильм, снятый в этом одиозном месте НЕ ЕСТЬ фильм ПРО МЕНЯ...

Думаю, комментировать дальше нет смысла.

Рассуждать про то, какие нынче дети, и какая нынче школа - не буду.

На мой взгляд, сей шедевр к таким размышлениям может расположить только Думу.

Я другое хочу сказать.

Если вот так, криво и неумело, минуту за минутой снимать обыденную жизнь, например, академика Лихачева, крупным планом фиксируя все физиологические процессы стариковской жизни: прыщик за прыщиком, трещинку за трещинкой, выделение за выделением - вы получите ПРАВДУ. На взгляд девушки-Гармоники. И страшную ложь - на мой взгляд. Я бы сказала - хулу на Господа Бога вы получите. При том, что все, вроде, верно...

Краснова Татьяна Викторовна

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе