Нам работа как воздух нужна

3 декабря отмечают День инвалида. Для россиян с ограниченными возможностями его трудно назвать праздником
 
Атмосфера вокруг инвалидов в России никогда не отличалась особой теплотой. Однако не пригласить убогого на ночлег, не покормить его в дореволюционное время считалось недопустимым. Существовало поверье, что отказ приведет ко множеству бед для дома и хозяина.

СССР без инвалидов

В начале ХХ века нарождающийся класс российских капиталистов пытался изменить ситуацию в этой сфере: в городах стали появляться частные дома инвалидов, бесплатные больницы и столовые, людей с ограниченными возможностями обучали простейшим навыкам работы. В октябре 1917-го стало не до этого.

А в Советском Союзе, как известно, "инвалидов не было". Хотя эту фразу можно смело употреблять и без кавычек. Существование нашего брата тогда на 10-20 рублей госпособия в месяц трудно было назвать жизнью, тем более полноценной. Помню, на свои первые 16 рэ пенсии в конце 70-х годов, получаемые мной как инвалидом детства, я не смог бы протянуть и недели, если бы жил один. Были, конечно, и "везунчики", нашедшие работу, но им разрешалось получать зарплату вместе с пособием не свыше 100 р., а в конце 80-х годов аж 150 рублей! Другими словами, чем больше получка, тем меньше пенсия! Искать хорошую работу не было смысла из-за этих ограничений.

"Вакансий нет!"

В лихие годы перестройки нам наконец-то позволили работать кому где повезет устроиться. Атмосфера вокруг нас стала постепенно теплеть, да и люди с ограниченными возможностями сплошь и рядом доказывали, что могут быть полезными обществу, а не только просить о помощи.

Но беда в том, что эти "подвижки" не были в дальнейшем закреплены законодательно. И как следствие - российские инвалиды так и не получили реального права выбора места работы. Сейчас мы по-прежнему зависим от воли работодателя, от прихоти чиновника, отвечающего за наше трудоустройство. Ребята, окончившие с красными дипломами вузы, вынуждены порой вновь тупо клеить коробочки или перебирать скрепки, потому что у местных властей нет иных возможностей их трудоустроить.

Слышал недавно: к 2010 году число людей с ограниченными возможностями в России возрастет до 20 миллионов! Сейчас, по данным Минздрава РФ, у нас уже насчитывается около 14,5 миллиона инвалидов, три года назад их было 11 миллионов. Если дело и дальше пойдет такими темпами, у страны просто не хватит запасов нефти на субсидирование социальных проблем. Выход один: искать возможности для самореализации инвалидов, чтобы они могли снять часть нагрузки с госбюджета.

Поперечные законы

Однако работы для нас с каждым днем становится все меньше. Судя по принятым летом 2004 г. поправкам в Закон "О социальной защите инвалидов в РФ", теперь мы можем работать лишь в тех организациях, штат которых не менее ста человек. Предприятия с меньшей численностью сотрудников, конечно, смогут принимать инвалидов на работу, но льготы на них распространяться не будут и затраты на создание рабочих мест для нашего брата уже никак не возместишь. О праве выбора места работы нам при этом лучше забыть. Говорить же об индивидуальном подходе к работнику с ограниченными возможностями, о его профессиональном росте тем более сложно. У наших работодателей не осталось внятных стимулов для этого.

Непонятно, зачем законодательство связывает квоты для инвалидов с численностью работающих на предприятии? Не разумнее ли те же 4% квот для нас выделить из фонда оплаты труда организации, начиная с 1-2 млн. в год? Одного-то инвалида они смогут обустроить хоть на полдня. Непонятно также, почему годовой доход инвалида по месту работы ограничивается "потолком" в 100 тысяч рублей в год, а за превышение этой суммы организация лишается налоговых льгот. Законодателям даже в голову не приходит: а вдруг инвалид-бедолага изобретет что-то великое или напишет гениальную книгу? Узнаем ли мы о нем когда-нибудь? Кто его поддержит в самом начале?

Действующий ныне Закон "О социальной защите инвалидов в РФ" построен главным образом вокруг двух статей - о "Базовой программе реабилитации" и об "Индивидуальной программе реабилитации инвалида", которые вновь стали "обязательными документами" при трудоустройстве и решении прочих наших проблем. Читая принятые во исполнение данной статьи приказ Минздрава и постановления правительства, и вовсе начинаешь ощущать себя десятым винтиком полиэтиленовой мешкотары, от которого не зависит ни происходящее вокруг, ни жизнь его самого. В этих документах намечены основные направления работы медико-социальной экспертизы (МСЭ) и довольно туманные критерии определения инвалидности. Они даже не предполагают выяснение интересов инвалида, его наклонностей и уж тем более не учитывают пожелания самого обследуемого. В бланке нет даже графы для такой записи. Мы не можем официально пригласить на экспертизу никого из потенциальных работодателей, чтобы вместе с членами МСЭ подробно обсудить нюансы "индивидуального подхода реабилитации" (ИПР) для конкретного инвалида.

Поэтому многие из нас отказываются от этого ИПРа: много суеты, мало толку. Вообще, неясно кто тебе реально обязан помогать "пробиваться": то ли соцработник, то ли специалист МСЭ либо кто-то другой.

Скрепка и страховой стаж

Закон "О трудовых пенсиях" ставит еще один крест на работе российских инвалидов. Человеку с ограниченными возможностями, как и любому другому работнику, надо отработать не менее 5 лет, чтобы получить право на страховую часть пенсии и гипотетическую возможность повышать ее год от года. Не уверен, что государство сильно выиграет, когда инвалид будет 5 лет тупо клеить конверты, мастерить коробочки за копейки ради стажа. Но если он потеряет веру в себя, даже призрачную возможность улучшить свое благосостояние, наше общество серьезно проиграет и морально, и материально.

Может, тяжелому инвалиду достаточно для страхового стажа отработать 6-12 месяцев или проучиться несколько лет в вузе? У него появился бы стимул заботиться о себе, он приобрел бы начальные навыки. Работа дала бы ему авторитет в среде близких и знакомых. Ведь органы соцзащиты не в силах "дойти до каждого", да и вряд ли к этому стоит стремиться. Труд в России, повторюсь, главный критерий, по которому тебя общество оценивает и принимает. Другое дело, продуктивность работы, ее продолжительность. Сегодня нет четких норм, определяющих эти критерии для людей с различной степенью инвалидности. Если бы сейчас существовал коэффициент, подобный ППЗ (процент потери здоровья), огромного числа наших проблем и не возникло бы. Рассчитать тот же самый страховой стаж для каждого инвалида не составило бы труда, уменьшив 5 лет на величину индивидуального процента потери здоровья. Тяжелому инвалиду тогда нужно будет отработать всего несколько месяцев, чтобы иметь страховой стаж и думать о будущем. Он стал бы получать пенсию повыше, но и покупал бы на нее побольше. Кому от этого плохо? Не думаю, что за 5 лет унылого труда человек с ограниченными возможностями сможет внести огромную сумму в Пенсионный фонд. Однако если инвалиды получат понятный и справедливый стимул работать легально, отчисления от нас станут заметными. Все равно большинство из нас где-то подрабатывают без оформления, без гарантий, но зато со свободным графиком: потрудился недели две - неделю отдохни. Так почему бы не объединить госгарантии и такой свободный график работы? Ведь трудовая реабилитация не ставит своей целью извлечение прямого дохода. Ее задача - снижение нагрузки на госбюджет в будущем, предупреждение острых социальных проблем.

Рискнуть пенсией

Можно было бы здесь, конечно, ограничиться усмешкой и подождать, пока высокое начальство не устранит эту несуразицу, если бы нищенская пенсия не вынуждала нас искать работу. Инвалид, пришедший на МСЭ, чтобы оформить трудовую рекомендацию, т.е. ИПРи, рискует реально понизить свое пособие, получив там "степень ограничения" ниже его инвалидности. По сообщениям СМИ, уже несколько десятков тысяч инвалидов в России оказались в столь нелепой и унизительной ситуации. Часть пенсии у них "срезали", а работы так и не предоставили!

В различных документах до сих пор не определены условия, при которых снижается пособие инвалида: с момента выдачи ему ИПРи или со дня подписания трудового договора? В каких пропорциях. А что, например, делать, если заработок не покрывает даже "срезанной" части пособия? Что делать, если зарплата - отчего бы не помечтать? - в несколько раз превысит пенсию? Вы представляете, сколько времени у наших доблестных бюрократов уйдет только на расписывание всех подобных нюансов и какое количество кубометров бумаги потребуется для их инструкций?! Не проще ли дать работающему инвалиду право самому отказаться от пособия, если законодателем будут определены гарантии повышенного пересчета пенсии после увольнения? Федеральные законы, последние проекты властей, направленные на социальную защиту россиян с ограниченными возможностями, свидетельствуют, скорее всего, о растерянности перед нашими проблемами. Ведь помощь инвалидам у нас носит стихийный характер. Средства часто выделяются на ту проблему, у которой находятся серьезные лоббисты, без глубоких расчетов, без дальних прогнозов. Не налажена и обратная связь между человеком с ограниченными возможностями и верховной властью. Она просто не знает его истинных нужд и запросов. Лично я уверен: быструю и объективную информацию о жизни инвалидов могли бы дать коэффициент "потери здоровья" и состояние наших спецсчетов.

Игорь Глушенков, Самара

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе