Науку побеждать

Шарлатаны при власти – с дипломами и патентами – постепенно становятся если не главными героями публикаций в СМИ, то фигурами весьма заметными. И в этих публикациях удивляет и даже раздражает одна деталь. О происходящем пишут как о чем-то неожиданном, возникшем и существующем маргинально, вне связи с такими явлениями, как преследования ученых по ложным обвинениям. Или как увольнение руководителя Росздравнадзора Николая Юргеля за то, что он прислушивался к мнению независимых экспертов при подготовке одного закона с высокой коррупционной емкостью.

Между тем происшедшее с господином Юргелем и расправа с Игорем Сутягиным -это качественно одно и то же. Тут различие лишь в суровости репрессий.


Ученый, эксперт, человек знающий – называйте как хотите – не принадлежит сам себе, подозрителен по определению и должен находиться в состоянии страха. Дело Сутягина недаром было сфабриковано в самом начале путинского правления, подобно тому как в самом начале советской власти была организована высылка интеллектуалов за границу. Ведь "философский пароход" - название более чем условное. И было их два, и высылали не только морем, и вообще философы составляли меньшинство. Больше всего было врачей, так что наглость профессора Преображенского – всего лишь фантазия литератора Булгакова.

Так вела себя власть тоталитарная в самом начале своего существования. Власти же нынешней, неототалитарной, это не годится. И так уезжают. Вот сажать – это да. Не массово. Зачем? Да и пусть себе Общественный комитет защиты ученых работает: от него ни вреда, ни пользы.

Ну хорошо, применительно к Сутягину и другим репрессированным ученым это понятно. Но какая связь с увольнением Юргеля? Прямая. Такая же, как между высылкой специалистов во всех областях научного и технического знания в 1922 году и делами Промпартии и прочих инженеров-вредителей, врачей-убийц, историков-фальсификаторов, генетиков-шарлатанов, кибернетиков-шаманов, да и экономистов тоже, причем уже не "буржуазных" – вспомним "ленинградское дело" и судьбу Николая Вознесенского.

Когда уж совсем припекало, тогда, конечно, шарашки выручали. Но ведь и атомную бомбу первыми создали не в нацистской Германии и не в советской России, а в демократической Америке. И в постшарашечную эпоху, во времена могучего советского ВПК, Кремниевая долина так и осталась в Калифорнии, в Сибирь не телепортировалась. А плановая экономика по своей переимчивости оказалась несопоставимой с японской.

Да, исторические параллели рискованны, но технические приемы управления в обществе тоталитарном и неототалитарном (пусть даже и в стадии зарождения, когда еще неясно, состоится оно или нет) в сущности одни и те же. И их последствия тоже. Место экспертов занимают холуи, место ученых – шарлатаны и проходимцы. И это происходит во всех областях знания. Петрик – это же не просто сам по себе Петрик. Это суверенный Петрик. Лысенко эпохи суверенной демократии.

При советской власти связь проходимцев с идеологическим оформлением режима была очевидна. Если высоконаучными были труды Ленина-Сталина и Краткий курс истории ВКП(б), то чего же было ждать от других. И мотивация проходимцев была очевидна – чем ближе к власти, тем жирнее паек.

Мотивация осталась прежней – чем ближе к власти, тем круче бизнес. Но вроде как бы ничего подобного прежнему идеологическому диктату нет. Однако сохранилось другое – постоянно снижаемая интеллектуальная планка власти. На фоне сегодняшних идеологических изысканий даже суверенная демократия кажется чем-то вроде трудов Бухарина по сравнению даже не с Кратким курсом, а с сочинениями учащихся школ для детей с ограниченными возможностями. Не физическими. Право, не знаю, как выразиться политкорректнее: эта проблема всегда возникает при чтении дежурных рассуждений о консерватизме на сайтах "Единой России" и ее "Молодой гвардии".

Но и это еще не все. Программа КПСС могла обещать коммунизм к 1980 году (вместо вторжения в Афганистан и Московской Олимпиады), но на большевицких сходняках не принимали программных документов с пустыми листами. А план Путина и Стратегия-2020 именно таковы.

Деградация власти идет стремительно. Поэтому и объявляются ученые врагами модернизации. Правда, тогда уж совсем непонятно, что же имеется в виду под этим термином.

А ничего – лишь бы сказать хоть что-нибудь. И под это дело слупить. Вот и вся идеология власти, вот и вся технология ее эксплуатации проходимцами с дипломами и без таковых. Нынешнее государственное устройство России - самое простое и откровенное за всю ее историю. Даже в самые отчаянные сталинские времена речь шла о порабощении науки, ее унижении, эксплуатации. Сейчас же она просто становится не нужна. Особенно все эти академические и университетские автономии, экспертные советы и прочая дребедень.

Ну а как может быть по-другому, если государством и обществом можно манипулировать с помощью политтехнологий, игнорируя принципы, законы и опыт управления цивилизованных стран. Значит, и с законами физики можно не считаться. Сначала вокруг начальников вертятся игротехники и политтехнологи, а потом уже приходят изобретатели вечного двигателя.

Нынешнее положение науки в России не является отдельно взятой проблемой, а потому, как ни надо выступать в защиту репрессированных ученых и изобличать проходимцев и их компаньонов-покровителей во власти, этой проблемы не решить без переустройства всей системы государственного управления. 

Дмитрий Шушарин

Грани
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе