В Петербурге продолжают обсуждать прокурорскую проверку, которой недавно подвергся главный музей страны – Эрмитаж. Напомним, гнев блюстителей морали вызвала выставка английских художников Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья».
«Люди считают, что осквернен христианский крест тем, что на выставке к нему приколочены макдональдский клоун и плюшевый мишка. К нам пришли из прокуратуры и проводят проверку. Может быть, они еще вынесут решение, что мы экстремисты», – рассказывал глава музея Михаил Пиотровский.
Директор признался, что уже написал письмо генеральному прокурору России, в котором просит принять меры, «чтобы и нам, и прокуратуре не мешали работать». «Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения», – подчеркивал директор Эрмитажа.
При этом Пиотровский уверен, что музей вправе решать, что ему выставлять: «Искусство это или не искусство, решает музей».
Затем в городской прокуратуре рассказали, что получили 117 жалоб на выставку. Результаты проверки по ним, как сообщалось, могут появиться до конца текущей недели.
Затем братья Чепмен принесли петербуржцам «экстремальные извинения»: «Мы очень извиняемся, что некоторые посетители выставки «Конец веселья» в Эрмитаже были очень расстроены. Крайне печально получать обвинения в крайних взглядах, особенно от религиозных групп. Мы надеемся, что прокурор, назначенный расследовать обвинения в экстремизме, примет наши экстремальные извинения», – сказали они. Там же была приписка: «PS: В Россию больше ни ногой».
Потом директор Эрмитажа заявил, что все жалобы писались под копирку: «В интернете существует сайт, который содержит образец заявления в прокуратуру против выставки Чепменов, по которой были написаны все посланные в прокуратуру письма».
http://img.vz.ru/upimg/682/682905.jpg
Евгений Мазепин, юрист сетевой организации «Отдельный дивизион» (фото: из личного архива)
А куратор выставки и заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков рассказал газете ВЗГЛЯД, что не уверен, реальные ли это люди: «Во-первых, мы не знаем, что это православная общественность, для меня, во всяком случае, это не очевидно. Во-вторых, мы не знаем, петербургская ли это общественность. Насколько я понимаю, нет ни одного заявления, написанного от руки, и ни одного человека, которого видели бы мы или прокуроры, чтобы он лично пришел и подал это заявление», – сказал он.
Сама выставка, по словам куратора, не может оскорбить ничьих чувств: «Если посмотреть контекст всей работы, а это несколько десятков тысяч фигур, я думаю, у любого нормального человека просто не останется никакого второго мнения. Он поймет, что это антифашистский проект, и никакого оскорбления христианства в этом нет».
Но ее критику Озерков считает нормальной: «Всегда бывает так, что кто-то желает нам добра и счастья, а кто-то – гореть в огне. Но это нормально».
К прокуратуре у работника музея также претензий нет: «Со стороны прокуратуры, я хотел бы это отметить, было исключительно вежливое отношение. Они прислали запрос, сообщив, что им пришло около 100 жалоб на выставку, и потому они вынуждены провести проверку. Они пришли в удобное и для нас, и для них время, мы показали им всю выставку, ответили на вопросы, представили все дополнительные материалы».
Представителю музея показалось, что на увиденное прокуроры отреагировали вполне адекватно, а значит, обвинение в экстремизме главному музею страны вряд ли грозит.
По ситуации с Эрмитажем высказался уже и министр культуры Владимир Мединский. В эфире «Эхо Москвы» он заявил, что, по его мнению, выставка не нарушает законодательство: «Если у человека испорченный взгляд, то можно там увидеть что угодно».
Напомним также, что нынешнему скандалу предшествовал еще ряд «культурных событий», благодаря которым некоторые называют Петербург культурной станицей. Еще в октябре благодаря письмам неких «казаков Санкт-Петербурга», личность которых никто не смог установить, был отменен спектакль по «Лолите» Набокова, а до этого из-за «неблагоприятной атмосферы» не состоялась выставка «Icons» Марата Гельмана.
«Казаки» угрожали и Эрмитажу в связи с выставкой Чепменов: «И на Эрмитаж найдется прокуратура и официальное казачество...» – цитировали их письмо СМИ.
При этом официальные представители казачьей общественности заявили, что не знают «этих казаков» и не поддерживают.
Газета ВЗГЛЯД разыскала сайт, с которого «под копирку» писались заявления на Эрмитаж. Принадлежит он некоему «Отдельному дивизиону». На сайте говорится, что «инициатор и духовный лидер проекта – протоиерей Димитрий Смирнов». Однако сам Смирнов заявил нам, что не имеет никакого отношения к этому движению.
Что же это происходит в культурной столице России, газета ВЗГЛЯД расспросила Евгения Мазепина, который назвал себя юристом «Отдельного дивизиона».
ВЗГЛЯД: Евгений Владимирович, расскажите вкратце, что представляет собой «Отдельный дивизион»? Где он базируется? Кто туда входит?
Евгений Мазепин: Это содружество людей, озабоченных состоянием дел в нашей стране по сохранению нравственных семейных ценностей и решивших активно выступать за их сохранение... против того беспредела, разгула либерального мракобесия, которое захлестнуло СМИ, законодательное поле и общественную жизнь. Это преимущественно сетевое сообщество, члены которого «базируются» по всей территории Российской Федерации, ближнего зарубежья и русской диаспоры в странах ЕС.
ВЗГЛЯД: Кто возглавляет «Отдельный дивизион» и как он связан с протоиереем Смирновым?
Е.М.: Управление осуществляется коллегиально, состав руководства опубликован в Сети, более того, на нашем форуме запрещено использовать ники – только реальные имена и фамилии, которых мы не стыдимся, потому что участвуем в благом деле спасения и возрождения русской семьи. Многие из нас, действительно, являются «людьми, которые выросли на проповедях отца Димитрия», и поэтому разделяют многие его взгляды и позиции. Но непосредственно отец Димитрий в нашей деятельности не участвует.
ВЗГЛЯД: Инициатива проверить Эрмитаж принадлежит «Отдельному дивизиону»? А что вы можете сказать на то, что заявления в прокуратуру «написаны под копирку»?
Е.М.: Да, это именно наши сторонники обратили внимание прокуратуры на кощунство (глумление над крестом – символом христианства), которое устроило в Эрмитаже руководство этого государственного учреждения. Ещё когда несколько лет назад вскрылось масштабное разворовывание музейных фондов, все были уверены, что за допущенные нарушения руководство Эрмитажа будем заменено, но этого не последовало. И «очистив» пёрышки, проштрафившийся руководитель даже решил организовать эту мракобесную выставку.
Причем уровень технических и юридических познаний такого руководителя вызывает недоумение у адекватных людей – он до сих пор уверен, что письма пишутся под копирку, а не посылаются по электронной почте, и что каждое протестное письмо должно с юридической точки зрения отличаться от другого. Наоборот, мы даём максимально удобный «интерфейс» для всех людей, которые хотят присоединиться к нашей борьбе с недругами нашего народа. Волеизъявление каждый человек, подписавший заявление в органы прокуратуры, выражает непосредственно и лично.
ВЗГЛЯД: А почему в Петербурге не могут понять, откуда все это исходит? Почему никто не выступит открыто?
Е.М.: Доводы о том, что критика выставки осуществляется анонимно, – это ложь, которая распространяется через те СМИ, в которых засели персонажи, поддерживающие ту позицию, против которой мы выступаем. Все посланные в прокуратуру обращения подписаны реальными фамилиями с реальными адресами, к некоторым нашим заявителям даже приходили прокурорские работники, чтобы проверить подлинность данных. К каждому заявлению приложены фотографии конкретных мерзостей экспозиции братьев Чепмен.
Наша акция была заявлена открыто на нашем портале, и призыв принять участие в ней разослан по всем социальным сетям, в которых у нас тысячи сторонников. Следите за нашими объявлениями, мы постараемся не дать в нашей стране расслабляться весёлым или печальным гельминтам и извращенцам.
ВЗГЛЯД: Имеет ли отношение ваша организация к другим петербургским «культурным инцидентам»: отмене спектакля по «Лолите», «Икон» Гельмана?
Е.М.: Нет, но участники нашего проекта принимают участие в мероприятиях, проводимых, например, против ювенальной юстиции и пропаганды извращенцев и т.д.
ВЗГЛЯД: А «казаки Санкт-Петербурга», которых все ищут, – это вы?
Е.М.: Мы очень уважаем казаков, которые показали один из возможных способов борьбы с этой плесенью на теле нашего народа и которых русофобы используют как некий жупел для «перевода стрелок» со своих бесовских путей. Мы просто русские люди, которым надоели «сетевые хомячки». Большинство наших участников – это вполне состоявшиеся семейные люди, практически все с высшим образованием и твёрдым намерением не дать превратить Россию в инфернальную зону западной «цивилизации». Этой нашей акцией мы дали парадигму возможной борьбы с безнаказанностью нечисти в нашей стране. Мы думаем, что этим вносим свой маленький вклад в создание открытого общества. Поэтому господину Пиотровскому следует не маниакальные доносы строчить в прокуратуру, отождествляя себя с Иосифом Бродским, а учиться жить в формирующихся новых реалиях... или последовать за английскими весельчаками Чепмен.
Наши методы – это действия в рамках правового поля, используя законный инструментарий, препятствовать тому, чтобы культивируемые Западом псевдоценности не подменяли собой истинные ценности и богатство русской культуры.
Текст: Иван Чернов, Санкт-Петербург
"Взгляд"