О борьбе с зеленым змием

Боюсь я антиалкогольных кампаний. У одного из наших полузабытых писателей «деревенщиков» есть трогательный рассказ о пожилой чете, собравшейся в недобрый час купить шампанского на свою золотую свадьбу. Старичков, понятное дело, насмерть затоптали в очереди.

Как и все мои ровесники, горбачевскую антиалкогольную кампанию я помню очень хорошо. Да и как их забудешь, эти наполненные отвратительным лимонадом бутылки, выпущенные для шампанских вин? (Их было рекомендовано покупать на детские праздники.)

Мы ведь так и не получили ответа на исторический вопрос: отчего пострадали виноградники, прекрасные многолетние виноградники, в то время как главная российская беда никогда на них не произрастала? Для водки лоза не нужна, а хорошее вино привыкания вообще не вызывает.

Поэтому кого как, а меня слова министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, что «как бы мы ни относились к антиалкогольной кампании, какие бы организационные ошибки ни совершали, кампания в 80?х годах привела к серьезному сокращению смертности», слегка эпатировали. Уж вроде бы давно сговорились почитать ту раннеперестроечную кампанию за полное фиаско. Однако министр назвала даже цифру спасенных – миллион человек за пять лет. Как ее определяли? Как вообще можно посчитать тех, кто не умер, и не умер при том именно потому, что не выпил? Самогонной статистики, насколько нам известно, тогда не велось.

Кампания, из-за которой Горбачев получил в народе титул «минерального секретаря», была, по сути, сухим законом. Ну, полусухим, если уж использовать алкогольную терминологию. Но сами слова «сухой закон» не использовались, единственно дабы избежать американских параллелей. «Задача не в том, чтобы научить людей пить культурно, – призывал аппаратчик Лигачев, – а в том, чтобы научить их не пить вовсе». В те годы даже фильм «Ирония судьбы» не выходил под Новый год на телеэкраны, а уж классическое бетховенское «бездельник, кто с нами не пьет» звучало безбожною крамолой, сотрясением основ. По жесткости мер – это именно сухой закон и был.

Между тем вводить сухой закон – все равно что вводить запрет на аборты. Будет только хуже, будут смерти от тайного и некачественного, неважно, бутыль ли это с паленым напитком или услуги невежественной бабки.

Борьба с алкоголизмом – бессмысленна, поскольку алкоголизм, как правило, не причина, а следствие. Люди пьют либо с жиру (ну, этой проблемы на повестке дня у нас пока не стоит), либо оттого, что им тошно. Если в регионах будут сокращаться рабочие места, никакие «500 центров здоровья», обещанные для регионов же Голиковой, положения особо не исправят. Даже если центры эти будут бесплатные – и тренировочные штаны способны пробить брешь в семейном бюджете.

Куда лучше любых оздоровительных центров мужчину из сельской российской глубинки может отвлечь от бутылки собственный компьютер с выходом в интернет. Только для этого опять же деньги нужны. Заработанные деньги.

Можно ли сказать, что вместо борьбы с алкоголизмом надо хоть когда-нибудь поднять экономику? Алкоголизм – проблема бедности? Это утверждение не всегда верно, отнюдь не абсолютно. Но здесь и сейчас, для нашей страны, во многом справедливо.

Не надо воспитывать взрослых людей. Если страна будет развиваться должным и достойным образом – алкоголизм умалится сам. Не будет – ничто нас не спасет от пьянства на селе, в провинции, среди молодежи – пьянства беспощадного и лютого.

Не знаю, конечно, может статься, у меня просто аллергия на «кампании». Память о советских годах. Но ведь вроде как обещано, что будут учтены прошлые ошибки.

Конечно, хочется все же надеяться, что в рамках кампании нынешней будет сделано и нечто полезное. Если хотя бы запретят телевизионную рекламу пива – оно бы и уже хорошо. Пивная реклама – хуже водочной. По крайности водка как образ жизни у нас никогда не рекламировалась. А вот пиво рекламируется как образ жизни. Все мы помним попытки пивоваров поделить потребителя по социальным группам: одно для тех, кто «с мужским характером», другое для амбициозных карьеристов, третье – для молодежи. Кстати, о молодежи. Не так уж и давно – в моей молодости – девушки не пили пива. Самой уже трудно в это поверить, а ведь правда. Нет, такими уж паиньками мы не были. Отдавали должное винам, могли выпить и водки, и коньяку, а удавалось раздобыть виски – пили и виски – еще с каким удовольствием. А вот пивом наши мальчики угощались без нас. Чисто мужской это был ритуал – ящичек пива. С креветками, с рыбкой. Без девушек. И опять же – изредка ящичек компанией, но не приросшая к руке бутылка с утра до вечера. Стиль потребления пива изменился. Его пьют и в одиночку, на улице, как квас, его пьют девушки. 

Право слово, представляется куда как серьезнее объявлять не поход против зеленого змия вообще, а поднять проблему более простую и конкретную. Чрезмерное потребление пива молодежью такой проблемой как раз и будет. Но это уже не тянет на кампанию. Это просто – разумная мера, которую надо принимать безо всякого шума и пафоса.

Ох, ну не любит мое поколение «кампаний». Даже самых правильных. Вечно ищем мы в них изъян. И иной раз ведь находим.

Елена Чудинова, автор «Эксперт»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе