Об антисоветском сопротивлении

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

Дискуссии о том, являются ли коллаборационисты предателями или национальными героями в своих странах, докатились и до России. Теперь уже не о Степане Бандере, украинских ОУН-УНСО или эстонских эсэсовцах, а о генерале Власове разгорелись жаркие споры. Самое примечательное, что эти споры ведутся либо православными священнослужителями, либо православными историками. Этот состав участников предопределил и направленность дискуссии, посвященной моральной оценке занятой Власовым и его сторонниками позиции.


Толчком к дискуссии послужила вышедшая в свет летом 2009 года книга петербургского протоиерея и церковного историка, профессора СПбДА Георгия Митрофанова, который опубликовал сборник своих статей и проповедей под названием «Трагедия России. „Запретные” темы истории ХХ века». Ядром этой книги о Власове стали проповеди, которые он «произносил на панихидах по участникам власовского движения». Позиция автора получила неожиданную поддержку (8 сентября) со стороны Архиерейского синода РПЦЗ, в решении которого говорится: «Архиерейский синод Русской православной церкви за границей согласен с о. Георгием: „Все, что было ими (Власовым и его сообщниками) предпринято, – делалось именно для отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России”». В решении синода было очень важное замечание о том, что в той исторической ситуации «нравственно безупречного выхода не было. Шанс был упущен на полях Гражданской войны».

Книга протоиерея Георгия Митрофанова – не первая в нашей стране книга о генерале Власове. Но именно она послужила толчком к жаркой дискуссии.

Полагаю, что по своей сути спор идет не о генерале Власове и власовском движении. И даже не о том, что в той исторической ситуации, выбирая между большевизмом и нацизмом, «было невозможно занять правильную позицию». Подсознательно дискуссия идет на очень важную для национального самосознания тему о самой возможности, а также формах и методах сопротивления личности бесчеловечной системе и даже о способности нашего народа оказывать сопротивление сталинскому режиму. Косвенно эта проблема была главной и в программе «Дым Отечества» на радиостанции «Эхо Москвы» «Спор славян вокруг истории» (13.09.2009).

И хотя главной заявленной персоной для обсуждения был назван Мазепа, основной разговор шел о Степане Бандере, о котором профессор Андрей Зубов, в частности, сказал: «Он не жил идеей уничтожения евреев, он жил идеей возрождения Украины… Но это было страшное, кровавое месиво, в котором нельзя было занять правильную позицию». 

За последние десятилетия в нашей стране вышло много серьезных исследований по истории нашего отечества в советский период. Но есть тема, которая по-прежнему остается темой внутреннего табу: это сопротивление общества советскому режиму. А как свидетельствуют опубликованные сборники документов (например, «Лубянка – Сталину»), это сопротивление в довоенный период не прекращалось. Потребность в освящении этой проблемы, потребность в героях сопротивления сталинщине – это потребность в реабилитации нас как народа, который не смирился и в разных формах оказывал сопротивление, прежде всего моральное. А то, что на роль героя сопротивления о. Георгий Митрофанов и его единомышленники выдвинули генерала Власова, то это, скорее всего, пережиток советского менталитета. Сопротивление должно быть обязательно с оружием в руках. «Герою» Жукову, который заваливал немцев горами тел советских солдат и победил, ими противопоставляется другой «герой» – перешедший на сторону нацистов бывший советский генерал – Власов.

В «Архипелаге ГУЛАГ» Александр Солженицын написал (его цитирует о. Георгий): «Ничего бы не стоил русский человек, если бы, получив оружие из рук Сталина, он не попытался бы обратить его против Сталина». Но советские генералы не осмелились устроить военный переворот. Историки многие десятилетия безуспешно ищут следы антисталинской оппозиции в армии. В Красной армии не нашлось полковника Клауса фон Штауффенберга и его единомышленников. Немецкие заговорщики, предпринявшие в период войны покушение на Гитлера, знали, что в глазах значительной части населения Германии они будут выглядеть предателями. Но они руководствовались прежде всего этическими причинами, чувством долга по отношению к системе ценностей и принципов, отрицанием которых был нацизм.

Советский режим рухнул сам, сгнив изнутри. В нашей стране не было оппозиции, были диссиденты. Кажется, что сама возможность оппозиции и сопротивления власти дискредитирована в нашем сознании. В этом, как мне кажется, одна из причин до сих пор существующего внутреннего неприятия в обществе темы антисоветского сопротивления. И как следствие, у нас до сих пор нет серьезных работ (в том числе и переводных) об антинацистском и антисоветском сопротивлении в других странах Восточной Европы. Соответственно, ничего на эту тему не говорится в школьных и вузовских учебниках. Ничего об этом не знает наша молодежь.

Немцам понадобилось более 20 лет для того, чтобы осознать важность темы антинацистского сопротивления для дальнейшего развития своей страны, для воспитания немецкой молодежи. Появились исследования, разработаны критерии того, что в условиях нацизма можно считать сопротивлением. И 60 лет немцам понадобилось для того, чтобы в Берлине появилась Штауффенбергштрассе, а за самим погибшим полковником официально был закреплен статус героя сопротивления (это случилось в 2004 году). Нынешняя дискуссия о Власове – это дискуссия о том, каким должен быть национальный герой. Ее бурное начало показало, что мы также готовы обсуждать эту тему.

Борис Филиппов, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе