Объединяй и властвуй

Госдума предлагает упразднить администрации райцентров и передать их полномочия администрациям районов

7 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект, предложенный Ленинградским заксобранием о внесении изменений в 131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Депутаты Ленинградской области предлагают упразднить администрации райцентров и передать их полномочия администрациям районов. К примеру, все полномочия главы города Углича Сергея Маклакова передать главе района Элеоноре Шереметьевой, а пост главы города и его администрацию ликвидировать. Судя по пояснительной записке, полученной «ЯР» из Госдумы, законопроект касается не только городских поселений, но и городских округов, например Рыбинска и Переславля, которые аккумулируют на своей территории значительную часть экономического потенциала районов. Примечательно, что по законопроекту парламенты райцентров сохраняются, и глава района должен утверждать с ними отдельный городской бюджет.


Ярославские эксперты осторожны в своих комментариях. Начальник управления по вопросам местного самоуправления правительства области Александр Чудайкин считает, что пока обсуждать нечего:

– Законопроект находится на стадии предварительного рассмотрения. Он может вообще не пройти или значительно видоизмениться. Строить прогнозы на таком зыбком основании – дело неблагодарное.

Региональные политики по-разному оценивают законопроект. Руководитель исполкома регионального отделения «Единой России» Сергей Бабуркин считает, что реформа поможет уменьшить затраты на финансирование управленческого персонала, содержание и обслуживание административных зданий и помещений, устранить противоречия и конфликты, порой возникающие на стыке разных уровней местного самоуправления.

– Законопроект направлен на совершенствование системы органов местного самоуправления и отношений между ними. В идеале он должен исправить недостатки 131-го федерального закона, – рассуждает Сергей Бабуркин. – К тому же, насколько я понимаю, речь идет не об обязательной передаче полномочий администраций райцентров администрациям районов, а о том, что можно прибегнуть к такому варианту при необходимости и согласии сторон.

Депутат Ярославской облдумы Илья Осипов также признает, что конфликты между двумя уровнями местного самоуправления – это серьезная проблема. Но предложенный Ленинградским заксобранием законопроект ее не решит. По мнению Ильи Осипова, количество чиновников не уменьшится хотя бы потому, что останутся два бюджета и по каждому надо будет вести отдельную «бухгалтерию». В итоге объединение получится чисто формальным.

– Помните в «Докторе Айболите» Тянитолкая с двумя головами? Тут же получится наоборот – одна голова и два тела. Но согласитесь, тоже ведь уродец! – говорит депутат. – Совсем другое дело, когда объединяются не администрации разных уровней местного самоуправления, а несколько муниципальных образований, например сельских поселений. В Ярославской области такая практика есть. В этом случае объединение действительно можно объяснить необходимостью консолидации бюджета, сокращения финансовых расходов на содержание чиновничьего аппарата.

Представители райцентров негативно оценивают идею об административном слиянии.

– Я даже не представляю, как чисто технически можно объединить администрацию района и городского поселения? И как быть с двумя бюджетами? – недоумевает глава Данилова Дмитрий Камкин. 

В то же время главы районов не против взять на себя и функции градоначальников.

– Мы тесно сотрудничаем с городским поселением Пречистое, строим совместные планы и стараемся претворять их в жизнь. Поэтому, если две администрации объединятся, хуже точно не будет, – считает глава Первомайского района Инна Голядкина. – Конечно, увеличивается территория, но при слаженной работы всех звеньев трудности преодолимы.

На территории Ярославской области уже звучали предложения, схожие с сутью ленинградской инициативы. В Тутаеве на протяжении последних двух лет обсуждается вопрос объединения администраций района, городского и сельских поселений. Предполагалось, что осенью этого года состоится референдум, по результатам которого и должно было произойти административное слияние. Но в связи с тем, что в октябре в стране пройдет перепись населения, во время которой проведение референдумов запрещено, изучение народного волеизъявления отложено на неопределенный срок. 

– К тому же против объединения выступают главы сельских поселений, – уточняет глава Тутаева Сергей Ершов. – Они опасаются, что, если к власти придут такие же реакционные силы, как те, что были до недавнего времени, ситуация изменится только к худшему. Также главы обеспокоены, что в результате объединения сельские поселения не будут получать достаточно средств.

Но идея по-прежнему актуальна. По словам врио главы Тутаевского района Станислава Маклакова, полномочия городского поселения и района часто пересекаются, и административное объединение – способ его избежать. 

Препятствием в принятии Госдумой законопроекта может стать его противоречие международным обязательствам, которые взяла на себя Россия, а именно подписанной нашей страной Европейской хартии местного самоуправления.

Александра СМОЛЯР

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе