Осколки разбитых иллюзий

Если и возможны какие-то благоприятные перемены в России, то произойдут они в самом обществе. Надежда на реформатора, который, подобно Михаилу Горбачеву, придет из властной системы и создаст возможности для либеральных реформ, после бесстыдных октябрьских выборов рухнула окончательно.

Отношение президента России Дмитрия Медведева к фальсифицированным выборам в региональные органы власти знаменует конец политической главы в новейшей истории России. Она называлась: «Надежда на либерального президента». Поддержка президентом фальсификаторов оборвала чтение. Книга закрыта.


Мы живем в новом времени. Без последних иллюзий. С ясным пониманием, что правы были те, кто считал Медведева декоративной фигурой.

Кто-то возлагал на Медведева большие, кто-то меньшие надежды. Но и те, кто не возлагал никаких надежд, втайне надеялись ошибиться. Настолько душной стала атмосфера в стране при Путине и его жадных до денег друзьях-чекистах, что все ждали хотя бы открытой форточки. Взамен получили оратора на подоконнике, который больше года рассказывает о том, что окна, оказывается, не закрывались. А тем временем серые, как мышки, человечки деловито и бесстыдно впихивают в щели между окнами новую вату.

Отгремевшие выборы – это и есть «вата». Такого откровенного цинизма и фальсификаций со стороны властей страна не видела еще ни разу за время после формальной кончины коммунизма. На этом фоне меркнут и постыдные «выборы» Бориса Ельцина в 1996-м, и «выборы» первого преемника в 2000-м, и позор «выборов» в Госдуму России в 2007-м. Второй «преемник» перещеголял «преемника» первого. Какие уж здесь либеральные реформы …

Но вместе с тем велико и очистительное значение того, что случилось. Сегодня, пожалуй, окончательно потерпела крах надежда на реформатора, который придет, подобно Михаилу Горбачеву, из властной системы, начнет диалог с обществом, создаст возможности для либеральных реформ. Задаст вектор движения в будущее. Не придет, не начнет и не задаст. Отбор властей «применительно к подлости» состоялся.

Теперь ясно, что если и возможны какие-то благоприятные перемены, то произойдут они только в самом обществе. Если само российское общество будет жить по другим законам, отрицающим коррумпированное сверху донизу чиновно-полицейское государство Путина–Медведева. Если будет выстраиваться параллельная официозному государству жизнь – станут расти, несмотря на противодействие, гражданские организации и политические партии. Если очистительный огонь стремления к правде охватит молодежь, интеллигенцию, большие группы граждан. Если появятся (а как без них?) люди, способные быть знаменем перемен.

Конечно, страна будет расколота. Она и сейчас, по сути, живет в двух мирах, и каждые новые формальные «выборы» увеличивают разрыв между властью и обществом.

Процесс преодоления, слома чиновно-полицейского государства будет тяжелым, долгим и, похоже, пройдет не без потерь.

Это в самом лучшем случае. А в худшем нас ожидает расползание страны на части, кошмар потери власти на Северном Кавказе, продолжающееся обветшание и отставание...

Верховные власти волнует только личное обогащение. Они считают, что на их век и на время жизни их детей и внуков хватит. Циничный, живущий по законам «реальной политики» мир всегда их примет с выжатыми из России миллиардами. И если не в Соединенных Штатах, строго относящихся к коррупционерам, то в благожелательной Англии найдут они свой приют. А что там будет с Россией – вопрос второстепенный.

А наше общество? Немалая его часть ради благополучной частной жизни готова на многие мерзости. Каким именем назвать тех российских учителей, которые участвовали в фальсификациях выборов? Медицинских работников, голосующих за откровенных коррупционеров из страха, что «уволят с работы»? Студентов, лихо заработавших в день выборов на соучастии в уголовном преступлении – вбросе голосов за «Единую Россию»? Эти люди – российское общество? Нет. Это лишенный отечества нищий, запуганный, развращенный, безнравственный плебс. Другая часть этого плебса гогочет над «аншлагами» и, накачавшись пивом, ревет: «Россия, вперед!»

Несомненно, в российском обществе найдутся люди, которые, несмотря ни на что, будут яростно сражаться за будущее страны, искать поддержку граждан, выстраивать альтернативу. Это наша национальная традиция. Для нас ведь «свобода со дня Ледяного похода всегда неразлучна с бедой …»

Будут ли такие попытки успешными?

Есть ли вообще у России сегодня возможность вернуть достойное место в мире? История – безжалостна и холодно говорит нам о том, что никакие гениальные люди ничего не могли поделать ни с умирающим Римом, ни с погибающей Византией. И наша страна, похоже, стоит в том же ряду.

За тем исключением, что не дано нам будет увидеть доблесть последнего правителя, сраженного, подобно византийскому императору Константину XI, на крепостной стене, где он как простой воин защищал свой народ, свою веру и свое государство.

Наша древняя традиция оборвана в 1917 году, а наш последний случайный правитель мечтает лишь о самой большой в мире яхте у далеких чужих берегов.

Алексей Мельников

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе