Ой ты, Рыбинское море...

На карте нашей области значительная часть территории окрашена в голубой цвет – цвет воды. Это бесформенным синим пятном изображено самое большое на земле рукотворное водохранилище. Его можно даже найти на глобусе. Совсем не зря в народе это водохранилище называется Рыбинским морем.





Это действительно море: крутая волна с белыми барашками длинными валами с шумом набегает на берег. Впереди безбрежная даль, где на горизонте из воды показывается белоснежная рубка теплохода, затем появляются палубные надстройки, а дальше уже выплывает корпус судна. Можно сюда приводить детей и легко доказывать, что земля круглая. Такое можно увидеть только на море.

Бывая на Рыбинском море в разное время года, замечаешь, как часто на тебя находит состояние то ли печали, то ли тоски, особенно когда вспоминаешь о том, каким образом это море было создано. Вид Рыбинского водохранилища всё ещё у многих ярославцев бередит незаживающие раны от потери своих родных мест. Множество раз, проплывая на «Метеоре» в сторону Брейтова или Весьегонска, приходилось видеть людей на палубе, печальными глазами всматривающихся в очертания берегов, отыскивающих по только им ведомым приметам свои родимые затопленные места. Они обязательно показывали рукой место города Мологи и скорбно говорили о том, где стояла их деревня, церковь с колокольней и с кладбищем, где похоронены родители. Бывало, звучали подробности: здесь стоял мост через реку, там было футбольное поле, вот тут косили сено, а вдали находился аэродром. В годы, когда море сильно мелело, и я видел следы бывших деревень – кирпичные остовы домов, груды печного кирпича, ржавые кон­ские подковы, амбарные замки, печные задвижки, чугунные горшки – такой немудрёный брошенный деревенский скарб.

Как мы оцениваем сейчас результаты строительства Рыбинской ГЭС? С одной стороны, это безумное возведение на равнине гидроузла с образованием гигантской лужи почти стоячей воды. То есть экологическая катастрофа, устроенная сознательно для сотни тысяч людей ради интересов государства. Был затоплен древний город Молога и более трёх сотен деревень, что привело к появлению беженцев в мирное время на своей земле. Море поглотило плодороднейшие пашни и луга, исчезли знаменитые сосновые боры, озёра и русла рек. Создание моря изменило климат на значительной территории области, повысило уровень грунтовых вод. Этот грандиозный акт покорения природы осуществлён руками несметного числа заключённых Волголага, многие из которых остались лежать в этих краях. Рыбинское море, как дамоклов меч, нависает над Ярославлем своими двадцатью пятью кубическими километрами воды, грозя при случае затопить часть города и низменные районы области. Угроза затопления во все годы существования моря не сбрасывается со счетов.

Строительство гидроузла и затопление гигантской территории делалось ради получения дешёвой электроэнергии. Времена изменились, и сегодня, к примеру, электрическая мощность одной ТЭЦ-3 завода НПЗ равна мощности Рыбин­ской ГЭС. Всё чаще звучат сравнения каскада ГЭС на Волге с ветряными мельницами из далёкого прошлого. Существует мнение, что нужно ликвидировать водохранилища или, по крайней мере, частично осушить их. Правильно ли это?

Мне кажется, что мы не должны забывать о том хорошем, что принесло строитель­ство Рыбинской ГЭС. Море стало наполняться водой с 1940 года и вошло в свои сегодняшние берега в 1944 году. Известно, что в войну, в самое трудное время, в ноябре 1941 года первый генератор Рыбинской ГЭС, тогда ещё находившийся под открытым небом, дал ток в осаждённую замерзающую Москву. В войну, в голодное время, местные жители жили во многом благодаря морю. От очевидцев слышал, как зимой женщины ходили пешком в море, ставили рыбацкие сети и на санках привозили в свои семьи рыбу. В первые годы существования моря в нём развелось огромное рыбье поголовье благодаря мощной кормовой базе затопленных лугов и лесов. Сразу после войны, тоже в голодное время, на ярославском базаре и в магазинах продавались десятикилограммовые щуки и пудовые судаки. Создание моря привело к развитию в окрестных районах промышленного рыболовства, которое стало одним из основных видов деятельности жителей на его берегах.

Образование моря позволило улучшить на Волге судоходство и сделать Москву портом пяти морей. До создания Рыбинского водохранилища Волга из-за своих перекатов была малосудоходна. Так, в районе деревни Глебово летом глубина реки на перекате составляла всего семь вершков (вершок – 2,5 сантиметра), там, как говорится, воробью было по колено. Кроме этого водохранилище избавило нас от весенних паводков, при которых, бывало, вода в Ярославле доходила до Выемки, переливалась через дамбу теперешнего Московского проспекта и затапливала низкую часть города и низменные районы области. Чтобы спастись от наводнения, деревенские дома в нашем низменном крае строились двухэтажными, на втором этаже обычно пережидали половодье.

Даже сегодня невозможно дать объективную сравнительную оценку содеянного, так как в этом деле сошлись экономические интересы страны в противовес интересам жителей Мологского и Шекснинского краёв. Думаю, что как бы мы ни печалились по поводу создания огромного рукотворного моря, какую бы ни давали оценку этому событию, к прошлому состоянию вернуться невозможно. Такие предложения, как ликвидация моря или сброс уровня воды с частичным осушением затопленных земель, осуществить совершенно нереально. Земли на дне моря замыты песком, заилены, отчего потеряны для земледелия навсегда. Попытка осушить море приведёт к созданию огромных безжизненных заболоченных пространств, что явилось бы новой экологической катастрофой. Похожий эксперимент по покорению природы проделали, осушая Каспийский залив Кара-багаз-гол: там обмелевшее пространство превратилось в грязную, вязкую и зловонную лужу, её в конце концов пришлось снова затопить.

Жаль город Мологу и его жителей, жаль затопленные деревни и поля, но эти утраты сегодня меркнут для нас на фоне исчезновения ещё большего числа деревень, посёлков и маленьких городков, которое происходило и происходит в стране и в наши дни. Как-то трудно стало сожалеть о затопленных землях, когда мы забросили, запустили значительно больше земель рядом с собой, и конца этому не видно.

Рыбинское водохранилище водным режимом живёт по экономическим законам, связанным с выработкой электроэнергии, и они часто находятся в противоречии с интересами рыболовства, речного судоходства и экологии. Это касается прежде всего поддержания оптимального уровня водохранилища, под которым все понимают разное его значение. Для рыболовства хочется иметь высокий уровень моря без резких сбросов воды, особенно в весенний период. Экологи же добивались снижения уровня моря чуть ли не на два метра, речникам всегда нужна большая вода, а энергетикам, естественно, нужна максимальная высота верхнего бьефа. Пагубность совершения всяких резких движений с изменением уровня моря можно почувствовать на следующем примере. Когда чуть больше десяти лет назад экологи добились снижения уровня моря, мотивируя это тем, что волны страшно размывают берега, произошло частичное, пусть даже временное осушение, которое нанесло вред прибрежной полосе. Прекрасное песчаное побережье моря в Брейтовском районе за несколько лет заросло ивняком, чего не бывало прежде, на многие километры вдоль берега потеряв, по-видимому, навсегда, привлекательность для людей. А между тем, по моим наблюдениям, за тридцать предыдущих лет море смыло всего двадцать метров берега в самом уязвимом месте, и процесс размывания берега сам по себе с каждым годом уменьшался. На большей части побережья моря этот процесс стабилизировался давно и совсем не требовал изменения устоявшегося водного режима.

Сегодня на море идёт атака со всех сторон. Всевозможные рыболовные и охотничьи базы подступают к нему во многих местах, и здесь особенно усердствуют москвичи, которые называют наше море попросту Рыбинкой. Флотилии катеров и яхт бороздят водохранилище летом в поисках рыбы, а зимой многочисленные снегоходы уносятся за горизонт, проникая во все его уголки.

Помнится, что в не такие уж далёкие времена существовало государственное постановление о запрещении любого строительства в пятикилометровой зоне вдоль побережья моря, направленное на сбережение природы и охрану водных ресурсов. Сегодня о таких запретах речь не идёт, а появляются совсем другие запреты. Этим летом в районе деревни Ляга Рыбинского района группа отдыхающих, проезжая к берегу моря, где они отдыхали из года в год, вдруг наткнулась на капитально выполненный аншлаг с гордой надписью: «ВНИМАНИЕ! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Проезд и стоянка автотранспорта, вырубка леса, разжигание костров – КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ!» Люди просто остолбенели и до сих пор не могут понять, по какому праву общее природное достояние становится частной собственностью.

Как известно, из любой ситуации есть три выхода: бороться, смириться или покориться. Бороться с морем позд­но, покориться ему невозможно, остаётся только смириться с его существованием. Другого способа нет. С нашим морем нужно жить дружно, любить его и, как можем, защищать. Иначе туманно светлое будущее у нашего славного моря...
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе