Педагогический… Всему начало здесь

Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского – одно из старейших педагогических высших учебных заведений России – отметил свой столетний юбилей.


Он был основан 7 декабря 1908 года согласно Указу императора Николая II. За минувший с того памятного дня век университет подготовил более 62 тысяч специалистов. Среди воспитанников университета – выдающиеся представители науки, культуры и образования, крупные общественные и государственные деятели. Ежегодно за студенческими скамьями постигают азы профессии десять тысяч студентов, а помогают им в этом благородном деле преподаватели вуза, причём каждый шестой представитель преподавательского корпуса ЯГПУ является доктором наук или профессором. 


– На сегодняшний день в штате нашего университета сто один доктор наук – профессор. Мы гордимся тем, что имеем семь действующих докторских диссертационных советов. А ещё каких-то тридцать лет назад мы даже мечтать не смели о подобном, – с гордостью констатировал ректор ЯГПУ профессор Владимир Афанасьев.


На праздник к Ярославскому педагогическому университету съехалось много гостей. Среди них – Министр образования России Андрей Фурсенко, ректор Московского педагогического университета, академик РАН Виктор Матросов, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Пётр Анисимов, представитель Государственной Думы РФ Андрей Кокошин, ректоры ведущих вузов России. 


Ярославский педагогический университет по праву входит в число ста лучших вузов России и занимает одно из первых мест в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ. В текущем году ЯГПУ имени Ушинского был признан победителем открытого творческого конкурса в рамках национального проекта по образованию. Победа дала вузу возможность значительно усовершенствовать свою материально-техническую и информационную базу – для этих целей государством выделено 45 миллионов рублей. Часть средств уже израсходована на открытие ресурсных центров в ряде университетских зданий и общежитий, предполагается усовершенствовать и материальную базу университетской типографии, что позволит всю полиграфическую продукцию – от методичек до иллюстрированных подарочных фотоальбомов – издавать собственными силами.


Обо всём этом и о многом другом шла речь на пресс-конференции, которая вошла отдельным пунктом в программу юбилейных мероприятий Ярославского государственного педагогического университета. С журналистами ведущих средств массовой информации области встретились сразу три ректора, в разные годы стоявшие во главе Ярославского педагогического университета: Владимир Дмитриевич Шадриков – академик Российской академии образования, ректор ЯГПУ с 1982 по 1985 годы, оставивший этот пост в связи с его назначением на должность заместителя Министра просвещения Советского Союза; сменивший его на этом посту Николай Павлович Воронин (он был ректором в последующие четыре года, но затем перешёл на партийную работу – был избран секретарём обкома партии) и Владимир Васильевич Афанасьев, возглавивший старейший вуз области в 1989-м году и остающийся на этом посту по сей день. Подобный ректорский «триумвират» Владимир Васильевич объяснил так:


– Ректор никогда не бывает в прошедшем времени, он всегда – в настоящем. Нам есть чем гордиться за эту столетнюю историю, тем более что писали мы её все вместе. 


Но поскольку юбилей, каким бы значительным он ни был, не только шанс «итожить то, что прожил», но и повод заглянуть в будущее, за круглым столом ректоры говорили не только о праздничной дате, но и о серьёзных проблемах реформирования системы высшего образования. Высказали учёные мужи и своё отношение к единому государственному экзамену, сойдясь во мнении, что однозначно – только со знаком «плюс» или «минус» – его оценивать нельзя. 


– Переход к ЕГЭ изменил принципиальную мотивацию преподавания математики, – считает Владимир Васильевич Афанасьев. – Когда всё сводится к тестированию и зачёркиванию квадратиков, меняется сама идея. Лично мне как математику нравилось именно решение задачи, причём не одним, а несколькими способами.


– Основная цель введения единого госэкзамена – создать для всех абитуриентов, вне зависимости от того, где они проживают, равные условия для поступления в любой вуз страны, – оппонировал коллеге Владимир Дмитриевич Шадриков. – Сейчас многим высшим учебным заведениям дано право принимать на основе результатов олимпиад – общероссийского и регионального уровня. Наглядный пример – творческий конкурс «Покори Воробьёвы горы», объявленный МГУ. Система ЕГЭ – не застывшая, она ещё только отрабатывается и поэтому рано говорить о её нецелесообразности.


Когда речь зашла о грядущем реформировании системы высшего образования, Николай Павлович Воронин отметил:


– Педагогическое образование в России уникально в плане личностного подхода: учитель ответственен за формирование личности ученика. Не дай нам Бог утерять этот подход и свести всё обучение к технократической схеме – вот тебе знания по предмету, и можешь быть свободен. Вся уникальность педагогического образования, все её лучшие черты отражены в работе Ярославского педагогического. 


Не были ректоры единодушны и в оценке возможного открытия в Ярославле федерального университета. 


– Высшее образование всегда будет проигрывать в качестве, если не будет иметь достойного финансирования, – высказал свою точку зрения Владимир Дмитриевич Шадриков. – Что касается федерального университета, то он, помимо бюджетного финансирования, имеет дополнительно полтора – два миллиарда рублей ежегодно! Если эта инициатива будет поддержана, и федеральный университет в Ярославле будет открыт, это принципиально изменит ситуацию с высшим образованием в Ярославле – оно просто выйдет на качественно новый уровень.


Ректор ЯГПУ Владимир Афанасьев уверен, что «механическое слияние имеющихся вузов ничего не даст», поэтому предложил свою модель: создание в Ярославле на базе имеющегося педагогического университета Национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского. Тоже весьма перспективно, тем более что в ЯГПУ не первый год работает отлаженный механизм объединения разноуровневых педагогических учебных заведений, который даёт реальные отличные результаты. 


В программу юбилейных торжеств вошли также значимые с научной точки зрения мероприятия: международный семинар «Технологии эффективного управления образованием» и всероссийская конференция по педагогическому образованию. Столь неординарный подход к концепции празднования Владимир Васильевич Афанасьев объяснил так:


– Мы хотели охватить всех, кому небезразлична судьба как нашего университета, так и высшего педагогического образования в России: представителей центральных и региональных органов власти, преподавателей и сотрудников, студентов, выпускников, ветеранов, коллег из российских и зарубежных университетов. 


Педагогический университет – патриарх в кругу высших учебных заведений Ярославля – отметил своё столетие. Он всегда помогал становлению возникавших в Ярославле высших учебных заведений: медицинского института (ныне академии), политехнического института (ныне технического университета), сельхозакадемии, театрального института, университета имени Демидова. Так, при открытии последнего в 1970 году туда пришли более тридцати дипломированных специалистов из педагогического института во главе с ректором Львом Владимировичем Сретенским. Немало выпускников института трудятся и в других высших учебных заведениях Ярославля. Педагогический университет – их общий исток, общий корень. А потому юбилей педагогического – праздник, касающийся всех и каждого.


Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе