Почему Лужков не уезжает из России

Какая пчела укусила Юрия Лужкова, когда он прошлой осенью ссорился с президентом? Зачем англичане запасаются транспарантами «Bee movie Нome!»? Почему экс-мэр Москвы уже месяц, как получил британскую визу, но до сих пор не покинул Россию? В чем дело?
Что это за Кент?

В начале марта сразу несколько солидных британских компаний по продаже недвижимости получили заказ на приобретение земельных угодий размером до 200 гектаров на островах. Непременным условием было: участок должен располагаться в отдалении от населенных пунктов – желательно в степи графства Кент или на худой конец на вересковых лугах Шотландии, то есть в медоносных районах страны.

От кого именно поступил заказ, неизвестно – Альбион хранит тайну бизнеса.

– Мы не разглашаем имен клиентов, если они сами этого не пожелают, – пояснили в компании Knight Frank, имеющей более чем вековую историю и приобретавшей недвижимость для таких персон, как Мадонна, Наоми Кемпбелл, Роберт Редфорд, Шон Коннери и другие.

Не секрет лишь, что приобрести себе участок под пасеку собирается выходец из России. А много ли богатых россиян-пчеловодов планируют в ближайшее время перелететь за Ла-Манш? На ум приходит лишь одно имя – Юрий Лужков.

Местные пасечники, а их в стране около 44 тысяч, Юрия Михайловича уже ждут. Сами они поставляют на рынок 6 тысяч тонн меда в год, что составляет лишь пятую часть от общего объема потребляемого в Британии меда. Все остальное импортируется, так что Лужков Смитам конкуренции не составит. А вот вдохнуть новую жизнь в тамошние медовые фестивали (в Англии их называют не ярмарками, а шоу – Honey Show) он вполне способен. Их шоу больше развлекают посетителей, но прибыли торговцам не приносят. Столичный опыт Лужкова позволит на мероприятии еще и подзаработать.

На «чемоданах»

О том, что Юрий Лужков решил сменить «пчелиную прописку», стало известно еще в начале года. В январе появились первые сообщения, что его подмосковная пасека «Медовые Лужки» покинет экс-резиденцию в Молоденово. Правда, выдвигались предположения, что пчел передислоцируют в Медынский район Калужской области, где у него есть другая пасека на несколько десятков ульев. Но официальные источники факт покупки Лужковым дополнительной земли под новые ульи тогда не подтвердили. Теперь понятно, почему. Калужские пчелы, надо полагать, и сами сидят на чемоданах, то есть на сотах.

До недавних пор сам Лужков считал медынские условия для пчел просто райскими – роскошные гречишные поля, озера.

– На озерах и воздух чище, и экологическая обстановка располагает к селекции. Мы ведь не занимаемся добычей меда, – признался главный пчеловод лужковской пасеки Александр Сухов. – Мы выводим среднерусскую пчелу, и пчелки Юрия Михайловича не скрещиваются с другими представителями из соседних пасек. Но когда у нас был небольшой смог, нам пришлось плотно закупорить ульи и никуда не выпускать пчелок.

Хорошо еще, что у Лужкова стоят не банальные деревянные ульи, в которых в аномальную жару пчелы гибли тысячами. Нет, у лужковских пчел ульи модернизированные, из дорогого полистирола – зимой в таких тепло, а в зной прохладно.

– Эти ульи делали специально по заказу и эскизам Юрия Михайловича, – не скрывает Сухов. – Таких вы не найдете нигде.

Теперь, наверное, найдут еще и в Англии.

Карантин строг

Пчелиная версия объясняет, почему Юрий Михайлович до сих пор не покинул страну. Зимой перевозить пчел не рекомендуется – могут погибнуть целые семьи. Лучше это делать в разгар весны, после того как сойдет снег и высохнет земля. В это время температура воздуха еще невысокая, расплода и меда в гнездах немного, поэтому транспортировка обходится без обрыва сот и «запаривания» пчел.

Спасать насекомых от политического преследования можно автотранспортом (но до Лондона – ехать и ехать), по железной дороге (по «Правилам ввоза и вывоза животных в/из Российской Федерации» пчелы принимаются к перевозке в багажном вагоне в переходный период года при температуре наружного воздуха не выше +10 градусов С) или по воздуху (перевозка пчел на самолетах считается для них самой комфортной).
– Но вывоз пчел и маток из России допускается только из хозяйств, свободных от карантинных болезней, – пояснили в санитарно-ветеринарной службе. – Отбор пчел для экспорта производят за 30 дней, а маток – за 3–5 дней до экспорта. За это время отобранные семьи осматривают двукратно. И только если все в порядке, главный ветврач города или района подписывает ветеринарное свидетельство о разрешении на вывоз. Фальшивка не пройдет. На пограничном контрольно-ветеринарном пункте врач осматривает пчел еще раз и проверяет правильность заполнения документов. На руках должен быть еще сертификат, в котором указываются дата, методы исследования и результаты ветеринарных обработок, проводимых перед вывозом пчел из хозяйства.

На островах местные ветеринары тоже обязаны посадить пчел на профилактический карантин. Вот только, как стало известно «Собеседнику», разрешительных документов на вывоз в Англию пчел Лужков от российских властей все равно пока так и не получил.

Среднерусская порода, она злобная

Впрочем, и в Великобритании заморские чиновники пчел Лужкова тоже не особо ждут. И это странно: Лондон запрещает импорт в страну большинства насекомых, но пчелы – исключение. Их в стране – дефицит, и эмбарго на поставку пчел распространяется только на насекомых из США, Африки и Австралии, где в последние годы свирепствует эпидемия пчелиного мора (в простонародье «пчелиный грипп»).

Но среди англичан кто-то пустил слух, будто пчелы Лужкова – это «бойцовская порода», пчелы-убийцы.

– Да, у Юрия Михайловича пчелы среднерусской породы, которую многие считают злобной, – пояснил председатель Союза пчеловодов России Арнольд Бутов. – И в сентябре, когда они начинают особенно оберегать улей, в каждом, кто приблизится, видят медведя – еще одного любителя сладкого. Бывает, что и Лужкова жалят.

Теперь на вопрос, какая пчела укусила Лужкова, когда он прошлой осенью ссорился с президентом, мы знаем ответ – среднерусская. Экс-мэр здоров, но уже в отставке. А по Лондону еще и ходят истории, будто пчелы у Лужкова – полуметровой длины, а меда они приносят много потому, что не собирают его, а отбирают у других. Пасечников. Некоторые верят. (Некоторые готовы верить всему.)

кстати

Противники лужковских пчел выступили с инициативой: начиная с 2011 года каждую первую пятницу апреля устраивать на Трафальгарской площади митинг под лозунгом «Bee Movie Нome!» (непереводимая игра слов). Иностранцам, желающим в нем поучаствовать, визы будут выдаваться в пятницу же, 1 апреля, прямо в аэропорту.

Ролдугин Олег

Собеседник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе