Предстоит тяжелая дума

Так уж совпало, что за два дня до Губернаторского форума районных СМИ на заседании Ярославской областной Думы была принята в первом чтении новая редакция устава Ярославской области. Как и следовало ожидать, депутатов во вторник больше всего взволновали те новеллы учредительного документа региона, которые касаются организации их работы и условий, на которых она должна будет строиться. Представлявший на заседании Думы проект устава заместитель губернатора Алексей Бушуев ответил на прозвучавшие вопросы депутатов, но основная дискуссия развернется при подготовке второго чтения. Пользуясь случаем, участники форума попросили Сергея Вахрукова уточнить невысказанные элементы позиции правительства области.  
Шесть пишем, пять в уме 

Первый вопрос касался статьи 22 проекта устава, посвященной постоянным рабочим органам Ярославской областной Думы, – в новой редакции они именуются комитетами, сейчас это постоянные комиссии. Законопроектом предлагается ограничить их количество, сократив с 6 до 5. Кроме изменений в положении отдельных депутатов (председатель комиссии сейчас по должности входит в совет Думы и имеет много других полномочий) возникает интрига: а какая из постоянных комиссий представляется разработчикам законопроекта малонужной или не нужной вовсе? 

Или другой вариант: не пострадает ли самая «молодая» комиссия – по аграрной политике, экологии и природопользованию? Ибо известно, что патрон, который вставляют в обойму последним, выстреливают первым. 

– Не думаю, – произнес Сергей Алексеевич. – Вопрос не в том, сколько будет комитетов – 2 или 22, это все равно решать Думе. Самое главное – насколько актуальные вопросы обсуждаются на их заседаниях. 

Губернатор с сожалением констатировал, что кроме вопросов, которые он и правительство выносят на рассмотрение комиссий, сами же они практически ничего «не генерируют и не инициируют». В итоге на заседаниях всех комиссий «прокатываются» одни и те же вопросы. 

– Я сам работал председателем Думы и знаю, что это такое – большое количество разноплановых органов, курирующих небольшие, иногда довольно узкие участки деятельности, – сказал Сергей Вахруков. – Кроме 3–5 собственных инициатив, в течение года им буквально нечем заняться. Тем более что законодательство субъектов Федерации практически сформировано. 

Сейчас в основном идет работа по внесению изменений в областное законодательство, связанная с принятием новых федеральных нормативных актов, сообщил губернатор. 

Есть ли у правительства области видение того, что должно уйти, а что остаться? Есть, оно основано на опыте, представлении о том, какие комиссии сегодня в Думе действительно работают и какие они должны быть. 

– Естественно, – сказал Сергей Вахруков, – для себя мы сделали определенный прогноз, но я не хотел бы его пока озвучивать. Надо дать возможность депутатам самим порассуждать и определиться. Потому что как только мы назовем свой вариант состава комитетов, начнется обсуждение, почему эти, а не другие. 

Кроме функционального есть и вопрос финансовый, сообщил глава региона: 

– Давайте так рассуждать: комиссия – это аппарат комиссии, это люди, дополнительные деньги. Если они оправдывают себя – нет вопросов, пусть они будут. А если не оправдывают – зачем их содержать? 

«Золотая» ветвь 

С чем еще не соглашались депутаты на заседании Думы и до него? С положениями статьи 18 проекта устава, в соответствии с которой число «освобожденных» депутатов Ярославской областной Думы не может превышать половины от установленного числа депутатов. По существующему же положению законом Ярославской области можно сделать всех депутатов «освобожденными». 

– У нас аппарат Думы и количество «освобожденных», т.е. работающих на профессиональной постоянной основе, депутатов за последние четыре созыва выросли в несколько раз, – сообщил губернатор. – Появились и оплачиваемые должности помощников депутатов, которых раньше не было. Представительный орган стал «тяжелым» и дорогим. Может быть, так оно и должно быть, но такая тенденция просматривается не во всех субъектах Федерации. 

Мы проанализировали ситуацию у соседей: «освобожденных» депутатов – где 4, где 8. Только в трех субъектах ЦФО их столько же, сколько у нас. Должна ли Ярославская областная Дума задумываться, сколько это стоит? За два «кризисных» года исполнительная власть сократила свои расходы на 20%. А облдума – ни на рубль. Расходы на содержание аппарата исполнительной власти сокращены на 40%. Если учесть инфляционную составляющую, то получатся еще большие суммы. 

Вот мы и предлагаем сократить число комиссий, а в количестве «освобожденных» депутатов хотя бы остановиться на достигнутом. Дума говорит: нет, нельзя. Сколько захотим, столько и будет, это наши полномочия. И депутаты правы, но надо думать и о бюджете. 

Сегодня, сказал Сергей Вахруков, областной депутат, работающий на профессиональной основе, получает заработную плату на уровне директора департамента правительства области. На данный момент на постоянной профессиональной основе в Думе работают 29 депутатов, то есть их уже больше, чем руководителей областных департаментов. 

Ответы, которые будут даны на поставленные вопросы при рассмотрении во втором чтении «правительственного» (а другого нет) проекта устава Ярославской области, покажут не только, кто лучше умеет договариваться и идти навстречу, но и кто может поступиться собственными благами в интересах области, а значит, и всех ее жителей. 

Петр СТРЯХИЛЕВ

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе