Призрак миллениума

Призрак бродит по Ярославлю, по страницам газет и волнам губернского эфира, призрак 1000-летия. Все силы брошены на подготовку к достойной встрече исторической даты. И если уж пожар Москвы, как известно, способствовал той много к украшенью, то мы-то чем хуже? Как-никак тысячу лет ждали, и вот, того гляди, дождемся… Чего?

Что юбилей грядущий нам готовит? Громадье нарочито выставляемых на обозрение планов само по себе вызывает всё более крепнущие сомнения не только в осуществимости оных, но и в том, что и сами авторы проектов заполонивших юбилейные горизонты воздушных замков сколько-нибудь всерьез относятся к этим недоношенным плодам административного восторга. Процесс, как водится, пошел, однако, чем дальше, тем всё почему-то больше напоминает незабвенные фантазии Манилова: «Глядя с крыльца на двор и пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали различные мелкие товары, нужные для крестьян». Ну, крестьян пока всуе поминать не время, а вот насчет подарочного набора юбилейных объектов, нужных для горожан, похоже, мнение уже сложилось. То есть, сложилось собственно в привычном аппаратном духе: нам тут, в градоначальстве, лучше знать, чего народу надобно. Посему и спрашивать этот самый «народ» никто не собирается, ибо это уж будет популизм, чего боже нас упаси, поскольку по нынешним временем сие есть смертный грех для чиновника любого уровня.

Особое внимание, как водится, уделяется при этом исконному нашенскому занятию: дележке денег. Собственно, еще и денег-то никаких, по большому юбилейному счету, в наличии нет. Но тем интереснее кроить шкуру неубитого медведя. Планетарий, аквапарк, ипподром… И консерваторию, консерваторию не забыть с оперным театром в комплекте! А легкоатлетический манеж с надувным куполом диаметром в четыреста с лишним метров? И это всё уж не говоря о титульном проекте века в виде возрождения Успенского собора на сугубо внебюджетные средства московского благодетеля В. И. Тырышкина.

Собственно, именно история с «обсуждением» проекта собора и дала наглядное представление о том, что всё и решено будет без нас, и при воплощении задуманного в жизнь с нашими «пожеланиями и предложениями» тоже особо считаться никто не озаботиться. Великой тайной осталась сама изначальная цель затеи с «обсуждением», поскольку его итоги на окончательном выборе никоим образом не сказались. Можно спорить о достоинствах и недостатках проекта московского архитектора Денисова, но трудно спорить с тем, что весомое большинство принявших участие в обсуждении ярославцев отдали предпочтение другому проекту. И зачем тогда было всё это устраивать?

С другой стороны, так и не вовлеченная в процесс общественность губернской столицы всё более явственно разделяется на два привычно непримиримых лагеря. Во-первых, те, кто заранее готов удовлетвориться всем, что готовят к знаменательной годовщине штатным расписанием на то уполномоченные чины градоначальства. Впрочем, руководствуются данные оппортунисты не вполне верноподданным принципом, поучающим, что, ежели с известного сорта овцы хоть шерсти клок сорвать сподобимся, то уже и того весьма может быть довольно. Можно, мол, конечно, и против ветра поплевать, только занятие-то уж больно экстравагантное, на эксклюзивного любителя. Им противостоят непримиримые, то есть те, для коих любое деяние, исходящее из глубины бюрократических недр, носит на себе каинову печать корыстолюбия и нарочитого пренебрежения подлинными интересами града сего. Как можно верить чиновнику, если верить ему нельзя? При этом, естественно, под «подлинными интересами» каждый понимает своё, сугубо девичье. Соответственно, и дискуссия сводится не к нахождению оптимального варианта, а к обвинениям оппонентов из противного (во всех смыслах) лагеря либо в продажности, либо в некомпетентности. Почему-то невольно приходит на память старинное изречение премудрого пескаря: кто не хочет, тот всегда найдет повод не смочь. Ибо, в сущности, обе эти противоположные на первый взгляд позиции сходятся в одном: найти предлог для собственного неучастия в определении судьбы родного города. Соответственно, и от ответственности за возможные последствия.

Вообще в последнее время прогрессивная общественность губернской столицы слишком часто напоминает ребенка, застывшего в нетерпеливом ожидании у дверей запертой комнаты, где взрослые наряжают ёлку и раскладывают подарки. Вот откроется дверь, вот войдем, вот увидим, тогда и покритикуем. Ибо критиковать мы будем в любом случае, поскольку, опять же, в любом случае городская власть окажется виноватой: и в том, что не будет сделано вообще, и в том, что сделано все-таки будет, но не то и не так.

Да ладно бы только «общественность». Создается впечатление, что от участия в разработке программы подготовки к юбилею города отстранены даже и депутаты муниципалитета. Во всяком случае, сами они на вопросы такого рода отвечают весьма неопределенно и в большинстве своем отделываются общими выражениями. Есть ли вообще такая программа? Вроде есть, но тогда почему о ней мало кто знает? Или все-таки нет, но тогда, опять же, почему? Вот уж и фонд специальный создан, или даже два, и даже определен размер «добровольных пожертвований» в оный: всем предприятиям Ярославля предложено скинуться в размере однодневного заработка. Из чего можно сделать вывод, что на проявления индивидуальной инициативы в мэрии особо не рассчитывают. К тому же собирать «добровольные пожертвования» оптом, по разнарядке, не отходя от заводской кассы, куда как удобнее в чисто технологическом отношении, чем гоняться за каждым отдельно взятым конкретным обывателем.

В сущности, до сих пор более или менее ясно сформулированным пунктом предъюбилейных мероприятий остается «расселение ветхого и аварийного жилья». Цель более чем достойная, но что-то в последнее время и об этом говорится все меньше и меньше. Оно и понятно, по итогам прошлого года количество этого самого «ветхого и аварийного» увеличилось чуть ли не восемьдесят процентов. И на этот год тоже никаких радужных перспектив не просматривается. Судя по всему, 2006 год в этом отношении можно считать потерянным. Что ж тогда остается-то? Да, федеральный центр не выделил обещанный миллиард. Но, значит, вся программа ликвидации ветхого и аварийного жилья «как класса» строилась в расчете на федеральные деньги? Позвольте, а как же поминавшиеся зоопарк, аквапарк, планетарий, наконец? Их тоже собираемся на деньги федерального бюджета строить?

Вообще, мы об этих запланированных будто бы миллиардах слышим который уж год, так что пора бы уж и получить хоть что-то. Однако тут-то аккурат и оказывается, что денег нет по-прежнему. И в результате, ни денег, ни программы. Привычная бюрократическая гонка по замкнутому кругу: самую распрекрасную программу бесполезно составлять, если не известен хотя бы примерный объем финансирования, но, с другой стороны, реальные деньги можно просить (и выделять) лишь под детально проработанную программу. Тем временем еще один год потерян, а из оставшихся трех два года – это парламентские и президентские выборы. Как учит опыт, деньги федерального бюджета в такие периоды идут по преимуществу не на капитальное строительство, а на выплаты в натуральной форме: увеличение пенсий, зарплат бюджетников и т. п. А там уж зачем и давать, всё равно не успеем сделать ничего, кроме как заборы подкрасить да фасады подновить. Может, именно на это и расчет?

Если воспользоваться «неудобозабываемой» терминологией приснопамятных времен, то именно текущий 2006 год – решающий и определяющий одновременно. Потому что именно в этом году нам (именно нам, ярославцам, а не Москве, не правительству и не президенту даже) предстоит определиться наконец, будет у нас действительно эпохальная дата в истории города или всего лишь очередной «день пива» с сопутствующими увеселениями известного рода и образа действия. И решить заодно, чего мы все-таки хотим, шашлыков из курицы под заезжих эстрадных звездунов или обновленного облика родного Ярославля. А то ведь призрак, он призрак и есть: возьмет да и растает в мареве юбилейной горячки. Вместе со всеми своими воздушными замками…

Богатырев Александр Михайлович

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе