Смерть молодежной политики

От редакции: Публикуемый ниже текст скорее документ литературной политики, достойный какого-нибудь приза от Союза писателей и попадания автора в историю русской литературы. Наивная эстетика уличной свободы, гипертрофированное до размеров вселенной полузабытое экзистенциалистское "Я" автора, сочетающееся с презрением к "уборщице", подчеркнутый антиинтеллектуализм и романтика КПЗ - это портрет современного российского лидера молодежного протеста. С другой стороны, если не пытаться понять и разобраться в том, что происходить с нынешними лидерами молодежной политики, мы гарантируем себе непредсказуемое политическое будущее.

Надоела молодежная политика!

Противно это кислое словосочетание и обычно окружающие его колючие, как плавники, кавычки.

Для адекватной наступательной личности молодежность может быть исключительно прикрытием - средством максимально быстрого попадания вверх и вперед, в руководство большой партии и на передовую политической борьбы.

Кто бы взял меня как писателя или как журналиста сначала в руководство "Родины", а потом "Справедливой России"? Лет в сорок пять, опосля тридцати романов... Поэтому в начале 2005-го я твердо решил получить свою организацию. И к весне 2005-го получил. Она и сейчас со мной.

Если ты молод и рвешься, да, рвешься в риал политикс, если тебя влечет жаркая глина истории и ты не хочешь всю жизнь проскулить в бессильном углу какой-нибудь аналитики, что делать? Захватить бренд молодежного крыла симпатичной тебе риал парти и под это сколачивать товарищей. Таков твой шанс на риал лайф.

Не успел я возглавить организацию, и тотчас все кругом начали делать ставки, как долго это продлится: месяц или целых три? Ротозеи и завистники не могут отказать себе насладиться сценой драмы: пришел вдохновенный юноша с книжкой под мышкой и пожран был Аппаратом, и только вырванная мятая страница валяется на ковровой дорожке в коридоре власти. Чу! - близится уборщица Светка, гудя пылесосом забвения.

Но организация жива. Через два года странствий, творческих вечеров, ночей в КПЗ, памфлетов и речей, маршей по брусчатке, танцев под ковром она остановилась на имени "Ура!". И изготовилась к новому марш-броску.

И я вдруг понял: это не должна быть молодежная организация.

Давайте вспомним, как у нас стала модной молодежная политика.

Пик пришелся на 2005 год, тогда молодежная активность рифмовалась с протестом, а протест - с революцией.

Можно сказать, революция в России уже случилась. Яростная, но малочисленная, прокатилась, пенясь, как древняя подасфальтная речушка Неглинка, и так и не вырвалась на историческую поверхность. Эта московская фрустрированная революция сравнима с несколькими часами мятежа в городе Андижане. Для Андижана все обернулось кровавой баней. Для разгоряченной московской молодежи - колючим декабрем 2005-го, когда после выборов в городскую Думу старшие товарищи из "Родины" и "Яблока" не поддержали младших, желавших устроить Площадь.

Теперь молодежная политика напоминает фальшивую манежную речку Неглинку, протекающую среди яркого кафеля, но не из нутра земли, а из обыкновенного водопровода.

Власть расправилась с протестантами. Она создала отвязные и управляемые движения, перехватившие пылающий файер из ослабевших рук избитых АКМовцев или посаженных нацболов. Эти движения в ЖЖ-терминологии можно назвать фейками - лжеюзерами. Фейки стали действовать теми же наглыми партизанскими методами, что и радикалы. Но если радикалов отправляют в лагеря за растяжку плаката на здании, то фейкам дозволено все, включая захват пресс-центра АИФ.

Основная характеристика фейков, отличающая подделку от оригинала, -безыдейность и склонность к массовке.

Итак, в битве за молодежность власть если и не добилась победы, то уж точно крепко дискредитировала буйство юнцов с бомбометанием помидоров и яиц, уличным театром и захватом присутственных мест. Власть жадно заграбастала флэшмобы, граффити, битые стекла, жженые флаги, падонкофские слоганы, а Че Гевара красуется на гламурных стягах "кремлевских отличников". Опопсение партизанщины еще не повод для истинных партизан-двоечников отказываться от своих вылазок, по-прежнему сулящих тюрьму, но и не повод встраиваться в хвост розовощеким отличникам, пытаясь дорасти до состояния безликих троечников.

В наши дни те, кому есть что обдумать и сказать, должны, подумав, сказать власти спасибо за чудесную возможность освободиться из скользких границ молодежной политики.

Во всем мире молодежная политика - это отстойник для карьеристов, которые, вдоволь порезвившись и полебезив, воплощаются в полноценных функционеров. Такие отстойники создают европейские партии. В России система примерно та же. Наспех сооружено с десяток отстойников, в которых резвится и лебезит скорая смена одной-единственной нашей партии - власти. Вот даже "Политзавод" придумали в "Единой России" специально, чтобы головастики не скучали. В лягушачье царство принимают денежных и клановых, но сама схема классична. "Молодой политик" - мелочь пузатая, которая тужится изо всех своих жиринок, дабы выбиться в пучеглазый и брюхатый upper class.

Проще говоря, молодежная политика со всеми ее потешными эксцессами - псевдоним чиновной карьеры. Это не мгновенный путь к властным рычагам и не путь к сердцам и умам современников, нет, это изматывающее вытравливание из себя всего подлинного, свободного, честного, пока не превратишься в мерзкую лягушку, млеющую бок о бок с другими бесполезными лягушками. На глянцевом берегу фальшивой Неглинки...

Но во всем мире реальные ребята - левые, правые, интеллектуалы или бестии - не цепляются за молодежность. Их возраст - это их сила, их смелость, выносливость, белизна зубов, крепость чресел. В правилах борьбы и в размахе идей они сами по себе.

Так и у нас должно быть!

Большинство отечественной идейной молодежи уже может создавать или возглавлять партии. Так надо делать, парни, наперекор обстоятельствам, а не заглядываться в чьи-то вареные гляделки.

Другой вопрос - куда податься, где взять необходимый ресурс для деятельности?

Кажется, я знаю, что делать. Стоит рисковать.

Формально в разных циркулярах числясь как "молодежь", получая взамен политические калории от "старших", захватывать инициативу.

Надо становиться стержнями партий. Надо запасаться оружием. Я не шучу. Оружие - люди. По возможности - самодостаточные, обязательно - честные. Те, кто войдет в команду, готовую встретить любые удары и нанести свои.

Для самостоятельных, для идейных, для истовых молодежная политика - часть личной истории. Одни, вроде молодежного "Яблока", хотели либеральной революции; другие, вроде "Евразийского союза молодежи", хотели их загасить; третьи, вроде молодежной "Родины", желали кардинальной встряски в пользу национального возрождения; четвертые, вроде АКМ, требовали ярко-красной революции низов.

Однако все были настроены на перемены и смыкались в секретном и экзотерическом, подсознательном и кричащем: "Дайте власть - идейным".

Большинство известных молодых деятелей вместе с командами уже зрелы, их статус "вечных политических подростков" воспринимается как анекдот.

Поэтому я отказываю своему всероссийскому движению "Ура!" в молодежности.

Нас еще будут называть молодежной организацией, крылом, фракцией. Иногда там, где это будет целесообразно, мы подтвердим: ага, молодежь.

Но фактически мы сделали этот шаг.

Всем идейным пора последовать нашему примеру. Рискуйте, навязывая новую линию.

Не акцентируйтесь на своей юности. Забудьте про нее.

Вы - сами сила. Кто-то должен был первым сделать этот шаг.

Просто движение "Ура!".

Русский Журнал

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе