Сначала человек, а не экономика

Надо создать социально-справедливый порядок и уклад жизни

Переживаемый всем миром небывалый кризис поставил под угрозу основы цивилизационного жизнеустройства человечества. Причём начался он в самом центре капиталистической системы – в Соединённых Штатах Америки. Исследователи, анализирующие кризисную ситуацию в различных ипостасях, рисуют картину бесперспективную.

Кризис ударил и по России, продолжает разрастаться и углубляться. Можно ли спасти страну? Перевести развитие на спасительный путь?


Ещё до революции лучшие умы видели такой путь в продолжении традиций, Россией выстраданных и выношенных на протяжении многовековой истории.

Но традиции эти по-разному воспринимаются и трактуются той же интеллигенцией, больше думающей о своей «интеллигентской правде», а не об истине, которую нельзя ни купить, ни продать.

Для меня несомненно, что сегодня спасать нужно не просто экономику, производство и труд, хотя это тоже серьёзнейшая задача. Спасать необходимо само российское общество, уникальную российскую цивилизацию.

На мой взгляд, этого можно добиться следующим образом.

Во-первых – нужно двигаться левым путём, обращаясь к народу и рассчитывая на него.

Во-вторых – идти нужно гуманно-человеческим путём, нацеленным на обеспечение благополучия тружеников, масс простых людей, творящего и живущего человека, а не узкой верхушечной «элиты».

В-третьих – надо создать социально-справедливый порядок и уклад жизни, разделяемый и поддерживаемый большинством российского народа.

Наконец – путь кардинальных изменений и перемен должен быть устремлён вперёд, в будущее, а не назад, в прошлое. Не в монархию, не в царизм и церковь XIX века, а в передовые атрибуты и прогрессивные новации ХХ и XXI столетий – народовластие, гражданское общество, главенство труда, а не капитала, верховенство культуры, а не антикультуры, подлинную, а не показную свободу, социальное равенство возможностей, взаимопомощь людей, интернациональную дружбу народов и этнических групп.

И это не выдумки, трезвые выводы и предложения. «Бедность – это бич России. Разрыв в доходах «децильных» групп сегодня составляет почти 18 раз! В какие ворота мы войдём со своими «инновациями» и «нанотехнологиями»?»

Большинство серьёзных мыслителей убеждено, что необходимо радикально менять современные стратегии развития, а для этого необходима выработка новых ценностей.

Через ряд серьёзных потрясений, деструкций дойдут до осознания того, что экономика, несомненно, важная вещь, но и она имеет свои границы, свои пределы. Подчинение всего целям экономики не только в глобальном масштабе, но и применительно к отдельным обществам и народам является бесперспективным.

По моему глубокому убеждению, в современной кризисной и сверхкритической ситуации в России реально необходимым, народно желаемым, лучшим и оптимальным, неотложным путём для будущего развития России стал бы обновлённый социализм XXI века.

Социализм уже был практической реальностью в России, в СССР в ХХ веке. При этом он был качественно разным – в том числе с деформациями и репрессиями, единовластием генеральных секретарей. Но советское общество при всех недостатках, которые никто не отрицает, в целом было действительно более трудовым, успешным, прогрессивным, более народным и социально справедливым, чем нынешнее российское общество.

Великий философ А. Лосев, характеризуя главные черты всей русской философии, отмечал, что она воплощается обычно не абстрактными мыслителями, как на Западе, а широкими слоями русской интеллигенции: «Художественная литература является кладезем самобытной русской философии». Эту «живость» русской философии следует также «искать среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков отдельных партий». А существом данной интеллигентской русской философии, её главными чертами «являются: в учении о бытии – материализм, в учении о человеке – социализм, в учении о цели жизни – подвижничество и героизм ради будущих благ, в учении о познании – единство теории с практикой и практика (в широком смысле) как критерий истины».

Вадим СЕМЁНОВ, ведущий научный сотрудник Института философии РАН

Литературная газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе