Телегония, гомеопатия, астрология – да или нет?

Новый детский омбудсмен Анна Кузнецова была уличена в сочувствии идее “телегонии” — вымышленной способности женской матки “запоминать” генокод всех сексуальных партнеров (что якобы влияет на ДНК ребенка).

Интервью, где Кузнецова упомянула об этом было в 2009 году – но это не важно, это не снизило градус негодования. Неделю прогрессивная общественность плясала на костях новой детской уполномоченной – с таким жаром и пылом, словно сама (общественность) никогда не верила, например, в гомеопатию.

Конечно, если взрослый человек, да еще и чиновник, публично говорит о своем доверии к “памяти матки” (прости, господи), — это странно. И даже вполне себе стыдно. Но, с другой стороны, это всего лишь безобидная чушь, которая указывает скорее на то, что эта пока мало известная нам Кузнецова – она не лучше других. Но и не хуже (на сегодняшний день).


Многие из тех, кто упрекал Анну в невежестве, верят, например, в гомеопатию


В гомеопатию, вообще, каждый третий верит. А это, если честно, еще хуже, чем верить в телегонию – здесь человек находится исключительно в теоретическом поле, а вот гомеопатия – уже практика, и довольно опасная.

Одно дело – пить какую-нибудь там эхинацею якобы для укрепления иммунитета, и другое дело – лечить больного ангиной ребенка всякими этими настойками и сахарными шарикам.

Если бы гомеопатия работала – сто лет назад эпидемии гриппа не становились бы массовым бедствием. Если бы гомеопатия работала – она бы помогала избавиться от язвы желудка, СПИДа, рака, стафилококковой инфекции. Попробуйте убедить человека с сепсисом, который на грани жизни и смерти, что ему надо прикладывать на пораженные места подорожник. Даже если он сам – убежденный фанат гомеопатии, боюсь, он вызовет полицию.

Но та же гомеопатия – суеверие “в законе”. Ее приверженцы вовсе не считают себя идиотами, не скрывают свою низменную страсть.


Мало того – от вполне себе интеллектуалов можно услышать и рассуждения об этой телегонии. Не раз так было


Конечно, они не настаивают, но считают возможным поговорить об этом вполне серьезно, и даже с некоторым морализаторством. Многие люди, независимо от их образования и мощности извилин, превращаются в дурачков, если речь заходит о подобных суевериях.

“Кто ты по гороскопу?” — могут спросить они.

Лично я впадаю в самую настоящую ярость, когда слышу этот вопрос от взрослых людей. Если тебе еще нет восемнадцати – окей, ты имеешь право на ошибку, ты еще не вырос из мира сказок, мифов и легенд.

Но, честно, взрослый человек, который считает, что созвездия могут дать ему хотя бы приблизительные данные о чьем-то характере – вот этот человек бредит.

А человека, который куда-то ходит и составляет там астрологические прогнозы – это высшая форма безумия. Почему не обратиться к первому попавшемуся прохожему и не спросить: “Как вы думаете, надо мне заключать многомиллионную сделку с индусами?”, или “Мне выходить замуж?”, или “Рожать третьего ребенка?”

Но если люди со склонностью к астрологии кажутся вам маргиналами, то давайте посмотрим на Экспонат № 3, новейший подвид человека суеверного – на того, кто боится химии. Взгляните на всех этих фанатов органической или биоеды, на этих злостных изучателей состава кремов для лица, бальзамов для волос и прочих продуктов, угрожающих нам немедленной и мучительной гибелью от пестицидов и силиконов.

Ладно, никто не будет сильно спорить о том, что производители часто используют такие химикаты, от которых умирают целые индийские деревни. И это просто кошмар, разумеется.

Но при этом в те времена, когда химия не использовалась вообще или была так слаба, что трудно было говорить о её мощном воздействии, люди умирали от голода – потому что благодаря какой-нибудь мошке или жучку мог быть уничтожен урожай на целый год.


Тот, кто в деревне никогда не собирал трехлитровыми банками колорадских жуков на картофельном поле, – не может рассуждать трезво, вот что я скажу


Или вот пример: не так давно выяснилось, что от тех средств, которыми опыляют леса, чтобы в них не было насекомых, убивают птиц. Были акции протеста, петиции и так далее. Леса не опыляют. И теперь у всех клещи. Самые разные – хоть энцефалитные. Ваш выбор: химия или жизнь?

Очень весело рассуждать о вреде парабенов, вгоняя себе под кожу ботокс и гиалуроновую кислоту, покрывая волосы ламинатом и проходят курс витаминной терапии. И сидеть потом в биоресторане, рассуждая о вреде генетически модифицированной еды. Или о том, как вреден глютамат натрия – любимая страшилка всех, кто любит азиатскую еду. Люди тебе будут, не моргнув глазом, рассказывать, что в Азии от этого глютамата люди умирают сотнями. Но глютамат натрия – это соль. Такая же заурядная приправа, как соль – и ровно с тем же действием.

Правда в том, что суеверия (и ничуть не менее дикие, чем вера в телегонию) окружают нас каждый день. Мы сами себя ими окружаем. Мы поощряем собственное невежество, принимая на веру все эти страшилки про глютамат, безудержно доверяя лечебному эффекту шариков из сахара, поощряя в себе глупейшие предрассудки, обращаясь к астрологии.


Любая религия – тоже, в общем, явление довольно абстрактное, но здесь мы хотя бы имеем дело с ценностями исключительно нравственными, и никто, кроме Свидетелей Иеговы, не считает, что лечиться, например, можно исключительно молитвой


У любого человека, конечно, есть своя тайная приверженность к некому бытовому мистицизму – и если это помогает ему жить, то почему нет?

Но суеверия, возведенные в явление, — это уже совсем иной уровень невежественности. И самое странное в том, что общество принимает это – уже лишь потому, что какое-нибудь шарлатанство вроде астрологии продержалось сотни лет.

Проблема в том, что мы готовы верить на слово – не заглянув даже в Википедию. Это многовековая привычка, наверное, — некий навык с тех времен, когда не было доказательств, и когда решение нужно было принимать импульсивно – либо “да”, либо “нет”. Она ведьма?! — Даааааа! Земля вращается вокруг Солнца?! — Нееееет!

Но, черт побери, мы же взрослые люди во взрослом мире, мы живем в эпоху развитой науки, и в пространстве всемирных знаний, доступных каждому (особенно если знаешь английский).

Да, Анна Кузнецова, наша новая звезда, сказала где-то когда-то ерунду, но пока мы не отличаемся от нее в своих суеверных пристрастиях – мы кто такие, чтобы судить ее вот так строго?

Знаете, каждый, кто смотрит в зеркало, вернувшись домой за забытым телефоном, — он не должен быть таким пристрастным. Он должен быть либо мягче к людям, либо строже к себе.
Автор
Арина Холина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе